
Балет «Щелкунчик» (постановка Начо Дуато)
Описание:
Премьера балета состоялась 12 декабря 2013 года.
«Щелкунчик» это не просто красивая сказка о деревянной кукле, которая оказалась заколдованным принцем. Это рассказ о скоротечности времени, о волшебных переменах и постоянном обновлении жизни.
В этой истории мы наблюдаем, как на смену веселому детству приходят светлая грусть юности и мечты о любви.
Постановщик Начо Дуато вместе с французским художником Жеромом Капланом, перенес действие балета в предреволюционную Россию, в Серебряный век русской культуры.
Критики отмечали, что Дуато всерьез старается следовать стилю и строгому канону классики, восхищались «свободным дыханием пластики» и «яркими находками» хореографа.
Дирижёр: Александр Соловьев
Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.-Т.-А. Гофмана в редакции Начо Дуато
Хореография Начо Дуато
О Михайловском театре - описание и фотографии зала, как видно сцену, удобные места.
Источник
Ближайшие даты:
-
5 Августа 2025г.
Вторник 19:00 Михайловский театр -
6 Августа 2025г.
Среда 19:00 Михайловский театр -
1 Ноября 2025г.
Суббота 13:00 Михайловский театр -
1 Ноября 2025г.
Суббота 18:00 Михайловский театр -
2 Ноября 2025г.
Воскресенье 13:00 Михайловский театр -
2 Ноября 2025г.
Воскресенье 18:00 Михайловский театр
Билеты:
Адрес:
Фотографии:















Отзывы о событии: Балет «Щелкунчик» (постановка Начо Дуато)
Написать отзывIrina Korsakova(22 декабря 2010):
Постановка "Щелкунчика" силами учащихся Санкт-Петербургской консерватории, честно говоря, оказалась испытанием... Планировали создать праздничное настроение в прошлогодние каникулы, но получили лишь разочарование. Отсутствовала слаженность, не чувствовалось изящества. Труппа была на редкость неоднородной, и разница в росте — наименьшая из проблем. Исполнители неуклюже передвигались по сцене, а хотелось увидеть настоящих мастеров...
Кирилл Титков(28 мая 2015):
<div> <h4>Размышления о балетной постановке: где же сам танец?</h4> <p>Спектакль оставил противоречивые чувства — прежде всего из-за ощущения, что в нём катастрофически недоставало самого балета. Не стану подробно разбирать технику исполнителей, но поделюсь наблюдениями о режиссёрском замысле и сценографическом решении.</p> <h5>Первый акт: хаос вместо гармонии</h5> <ul> <li><strong>Беспорядочная динамика:</strong> Начало спектакля поразило избыточной суетливостью — буквально бесконечной беготнёй по сцене. Отчасти это можно оправдать сюжетной канвой (детский праздник), однако подобная неорганизованная активность скорее утомляла, чем создавала праздничную атмосферу.</li> <li><strong>Громоздкие декорации:</strong> Особое недоумение вызвали массивные коробки, в которых прятались "куклы Дроссельмейера". Их перемещение выглядело неуклюже и нарушало ритм действия.</li> <li><strong>Диссонанс сцен:</strong> Если появление мышиного войска оказалось странно статичным, то последующая битва с игрушками вновь превратилась в хаотичное мельтешение. Лишь с появлением снежинок наступила долгожданная визуальная поэзия.</li> </ul> <h5>Второй акт: когда реквизит затмевает танец</h5> <p>Сокращённое либретто привело к тому, что дивертисмент начался без должной подготовки, оставив двойственное впечатление:</p> <ul> <li><strong>Испанская страсть или борьба с юбкой?</strong> Танцовщики явно проигрывали сражение с пышным облачением — его складки и непомерный шлейф полностью парализовали динамику. Создалось ощущение, будто перед нами не традиционный па-де-де, а наглядное пособие к крыловской басне, где роль бесполезных очков исполнила неуправляемая ткань.</li> <li><strong>Змеиная дилемма:</strong> Арабский танец сопровождался появлением громоздкого механизма, изображавшего змею (хотя её присутствие в сюжете сомнительно). Трое кукловодов отчаянно старались оживить конструкцию, совершенно перетянув внимание зрителей с хореографии.</li> <li><strong>Теневой театр:</strong> В китайском номере гигантский зонт, отбрасывающий причудливые тени, стал главным "исполнителем". Зачем понадобилось это визуальное отвлечение — осталось загадкой.</li> <li><strong>Морская метафора:</strong> Русский танец в исполнении "матросиков" и вовсе превратился в стилизацию "Яблочка", а опускающиеся с колосников корабельные штурвалы лишь усилили ощущение дисгармонии.</li> </ul> <h5>Иллюзионизм вместо искусства</h5> <p>Весь спектакль напоминал грандиозный фокус, где:</p> <ul> <li>Беспорядочные перемещения артистов</li> <li>Костюмы, требующие отдельного внимания</li> <li>Гигантские куклы и механизмы</li> </ul> <p>— всё это работало на одну цель: отвлечь зрителя. Но от чего? Увы, ответ очевиден: от скудности хореографии и недостаточного мастерства труппы.</p> <p>Остаётся лишь гадать, что двигало Начо Дуато — желание скрыть профессиональные пробелы, угодить руководству или реализовать некий скрытый замысел. Однако результат налицо: фокус удался, внимание рассеялось, а подлинного балета так и не случилось.</p> <blockquote>Дорогие зрители! Если доведётся увидеть этот спектакль — сохраняйте бдительность. Не позволяйте сценическим эффектам заслонить главное. И помните: истинное искусство не нуждается в столь нарочитом отвлечении.</blockquote> </div>
Andrey Alexandrov(10 января 2025):
Каждый визит в Михайловский театр дарит новые поводы для восторга и положительных впечатлений, заставляя вновь оценить дарование Художественного Руководителя. Всегда безупречное качество, роскошь, профессионализм... Но в случае со "Щелкунчиком", при всем при этом… Читать далее
Елена(2 февраля 2025):
Побывала на постановке "Щелкунчика" и, к своему огорчению, не получила ожидаемого удовольствия. Рассчитывала увидеть зрелищный балет с изящными движениями и выразительной хореографией, однако исполнители не оправдали надежд. В их выступлении недоставало слаженности и энергии. Танцевальные номера производили впечатление… Читать далее
Johannes Rauh(12 июля 2015):
Сюжет изрядно урезан, и от первоначальной сказки в этом балете почти ничего не сохранилось. Действие на балу, где Дроссельмейер активно жестикулирует, почти без пауз переходит от «мышиной суеты» к чередде танцев, исполненных на уровне любительской самодеятельности. Принц, едва успевающий вести партнершу в такт музыке из-за того, что дирижер необъяснимо ускорил темп, — это уже за гранью понимания. «Китайские акробаты», демонстрирующие нечто среднее между балетом и цирком, лишь усугубляют впечатление. Даже музыка Чайковского, обычно безупречно звучащая в Михайловском театре, здесь словно вышла из-под контроля — торопливая, с надрывом. Грустно осознавать, но «Щелкунчик» в последние годы превратился в коммерческий проект, куда детей приводят любой ценой, а качество постановки никого не волнует.
Булатов Сергей(24 марта 2025):
Великолепно
мария з.(01.11.2024 / 14:12):
Была на Щелкунчике в Михайловском 6 лет назад. Не ожидала, что в постановке будут кардинальные изменения. Итак: Порадовало: некоторые новые костюмы (снежинки, мыши - огонь!); находки постановщика декораций (зимние шапочки на снежинках, огонечки, сосульки, ну и сердечки опускающиеся "партиями", сливающиеся в 1 большое сердце) Расстроило:1. убрали сюжет, когда гости спешат на праздник к Штальбаумам (мне нравилось - настроение новогодней суеты), зато появился выход перед занавесом марионеток (эффект новизны на пару секунд,а потом замешательство - зачем?....)2. 2ой акт (причем и меня, и 7летнюю дочку; конечно, по-разным причинам, само собой)))). Взрослые во 2 акте в восторге от па-де-де. Остальное....как-то странно. Испанский танец - много красного, вот и все впечатление; от арабского танца ждешь больше чем многократные мостики с поддержкой в виде спин 2ух помощников; китайский - вообще позорище под прекрасную музыку (к слову, на удивление 7 летке понравился только китайский танец - из-за "пальмы-зонтика" видимо)))); русский - пожалуй, единственный который удивил позитивно (4 моряка-красавца, вместо стандартных пар М+Ж в костюмах, стилизованных под русск.народн.). Еще нюанс - дивертисмент 2ого акта соблюден, но не сложилось ощущение праздника/волшебного королевства, в которые должны попасть Мари со Щелкунчиком - огорчило. 3. Все активное действие происходит преимущественно на правой стороне сцены - берите билеты в последние ложи, если выбираете ярусы. Мы сидели в 3ей - ребенок висел вниз головой по пояс через ограждение. Сначала ругала, потом осознала, что у нас не как обычно - частично ограниченный вид, а - частичный вид на незначительные события сцены получается (все представление уже ловила себя, что мысленно делю сцену через дирижёра и елку - они как раз по середине -и в 115ый раз огорчаюсь, что ключевое и главное - сюжетные сцены, танцы - сиииильно справа и нам не видны от слова совсем).
Пользователь Афиши №5355549(29 октября 2022):
Посмотрела спектакль 7 января 2022 года. О впечатлениях уже сказано немало, но у меня осталось чувство, будто меня обманули. «Щелкунчик» — произведение, знакомое каждому с детства, и вырезанные сцены оставили в душе болезненный след. Отсутствие елки, замененной на пирожное, танцующие «розовые зефирки»… Сам Щелкунчик лишен выразительности, напоминая скорее манекен. Из балета исчезла основная сюжетная линия, конфликт, жертвенность… Да и самого танца здесь почти нет. Эрнест Латыпов выглядел апатичным, ему явно не хватало энергии (признаюсь, мне тоже). Единственной, кто вытянул спектакль, стала Запасникова в роли Маши — похоже, лишь она чувствовала ответственность перед зрителями, заплатившими немалые деньги за рождественский «Щелкунчик». Кордебалет явно не попадал в ритм музыки, диссонанс был вопиющим. Как всегда, спасает только Чайковский — его музыка дарит наслаждение, даже если на сцене царит хаос.
ЮЛИЯ МАРКОВА(4 июня 2025):
Постановка существенно урезана. Ансамбль демонстрирует полное отсутствие слаженности. Исполнение «Танца снежинок» больше напоминало импровизацию. Рада, что мама осталась довольна. Однако уровень несравним с великолепием Мариинского театра.