Описание:
Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноименному роману в стихах Александра Пушкина.
Режиссер-постановщик – Юрий Темирканов.
«Евгений Онегин» Пушкина, как известно, не поэма, а роман в стихах. Непривычное жанровое определение дал своему «Онегину» и Чайковский: не «опера», а «лирические сцены».
Из «энциклопедии русской жизни» композитор выбрал главную сюжетную линию, наиболее близкую ему как художнику-лирику. Назвав на титуле только одного героя, Чайковский последовательно раскрывает слушателю три души: Татьяны (первый акт), Ленского (второй акт), Онегина (третий акт). Во всех трех образах Чайковский видел собственное отражение, и даже знаменитая сцена письма Татьяны рифмуется с эпизодом из жизни композитора, написавшего сценарий будущей оперы за одну ночь.
«Лирические сцены» закончены в 1878 году, начаты в 1877-м, а еще годом ранее Чайковский присутствовал на открытии вагнеровского театра в Байройте. При всем антивагнерианстве русского композитора его внимание тоже обращено к внутреннему «я», событийная сторона драмы сведена к минимуму. Каждый элегический вздох оркестра, начиная с «секвенции Татьяны» в интродукции, передает тончайшие движения человеческой души. Чайковский вслед за Вагнером использует лейтмотивы – в первую очередь не героев и не предметов, а чувств. Поэтому музыка Татьяны столь естественно звучит и в сценах с Ленским, и в сценах с преображенным любовью Онегиным.
Музыковед Борис Асафьев метко назвал «Евгения Онегина» «музыкальной поэмой». Самая прославленная опера Чайковского – это «симфоническая поэма» из семи картин-глав, поэма о надеждах и их крахе, о любви, о счастье, которое «было так возможно, так близко». «Евгений Онегин», идущий на исторической сцене Мариинского театра, – безупречный образец музыкально-театрального «почвенничества», в свое время удостоенный Государственной премии СССР.
Премьера этого спектакля состоялась в 1982 году в театре, еще носившем имя Кирова. Пост художественного руководителя и главного дирижера театра в то время занимал Юрий Темирканов. «Онегин» – его детище, причем не только в сфере собственно музыки: дирижер выступил также в качестве режиссера-постановщика. Быть и дирижером, и режиссером в одном лице – сложнейшая задача, ведь «ты должен думать и о том, что делается в оркестре, и о том, как построить спектакль музыкально; невольно ты все время находишься на сцене, потому что каждое движение – это то, что ты пережил сам» (из интервью с Темиркановым).
Первый Ленский легендарной постановки, Юрий Марусин, вспоминал: дирижер-режиссер лично показывал певцам нужную пластику, жесты и позы, выстраивая неразрывную связь между слышимым и видимым, между оркестровой ямой и сценой.
Спектакль оформил Игорь Иванов, который занял в 1981 году пост главного художника театра. Стремясь к историческому реализму, сценограф детально воспроизвел русский быт первой четверти ХIХ века. Всякий, кто бывал в пушкинских местах Псковской области, легко узнает и господский дом с полукруглым окном и портиком, и скамью Онегина. Интерьер комнаты Татьяны цитирует фильм-оперу Романа Тихомирова (1958). «Богатый барский дом в Петербурге» в третьем акте вызывает в памяти строгое великолепие Белоколонного зала Дворянского собрания. При этом сценография Иванова – далеко не только красивые иллюстрации. Так, в финальной сцене объяснения Татьяны и Онегина за героями высятся массивные напольные часы, указывая на их главного врага – время, которое, будучи упущенным, не знает пощады. Органичный, слаженный во всех своих составляющих, эталонный темиркановский «Евгений Онегин» не только апеллирует к отечественному «культурному коду» – такие шедевры его и создают.
Христина Батюшина.
Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Продолжительность спектакля 3 часа 50 минут.
Спектакль идет с двумя антрактами.
Источник
Ближайшие даты:
-
18 Июня 2025г.
Среда 19:00 Мариинский театр -
3 Июля 2025г.
Четверг 19:00 Мариинский театр
Билеты:
Адрес:

Фотографии:
Отзывы о событии: Опера "Евгений Онегин"
Написать отзывИрина(19 января 2025):
В восторге от оформления, актерской работы и сюжета. "Евгений Онегин" — прекрасный способ приобщиться к этому сложному виду искусства.
Гриша Панихин(22 февраля 2014):
Лучшая интерпретация "Онегина", превосходящая даже версию Большого театра! Наслаждался вокальными партиями и костюмами, а также волшебной музыкой под руководством маэстро Гергиева. Рекомендую всем — посчастливилось побывать на премьере!
Даниил Вонявкин(18 января 2025):
Восхитительно, спасибо за чудесный вечер!
лариса(30.08.2019 / 09:49):
Постановка Юрия Темирканова. Красочные костюмы и декорации. Талантливые солисты Классическое соединение гения Пушкина и Чайковского на легендарной сцене Мариинки не оставит равнодушным
Андрей Губин(18 июля 2010):
<div> <h3>«Летающий зал»</h3> <p>Зной, казалось, наконец отступил в тот вечер, когда за окном заструился дождь, принеся долгожданную прохладу (всего +25°C). Даже в помещении стало комфортнее, однако создавалось впечатление, будто сам зал готов взмыть ввысь — столь активно зрители размахивали всем, что попадало под руку. Необычная публика заполнила пространство до отказа (свободных мест не наблюдалось, вопреки заверениям официального сайта). Зачем люди приходят в театр? Чтобы вздремнуть? Увлечься бессмысленными играми на смартфоне уже после начала спектакля? Обменяться впечатлениями под прекрасную музыку? Или исчезнуть сразу после финального аккорда? Для меня это остаётся загадкой... Впрочем, остановимся на зрителях — они не главный предмет данного отзыва.</p> <h4>О спектакле</h4> <p>Сама постановка оказалась весьма достойной. Никаких нареканий:</p> <ul> <li><strong>Декорации</strong> — великолепные;</li> <li><strong>Световое оформление</strong> — безупречное;</li> <li><strong>Оркестр</strong> — превосходный (за исключением духовой секции: то флейтисты замешкались, то тромбонисты попадали в ноты лишь с третьей попытки — речь о вальсе в третьем акте).</li> </ul> <h4>Любопытные детали</h4> <p>Есть одна занятная особенность. Ещё в позапрошлом столетии Сергей Васильевич, заняв пост дирижёра, пытался отучить музыкантов от привычки читать во время пауз... Увы, тщетно — арфистка увлечённо изучала что-то явно далёкое от текущего репертуара. Впрочем, остальное безукоризненно.</p> <p>Читатель резонно спросит: куда же был направлен мой взгляд? На «взлетающий» зал или на арфистку с её чтением? Нет, не только. Начало оперы, откровенно говоря, оставило двойственное впечатление (речь не об увертюре, а непосредственно о действии). Исполнительница партии няни раз за разом опаздывала, не попадая в ритм оркестра, несмотря на наличие мониторов с трансляцией дирижёра — это слегка нервировало на протяжении всего первого акта. Вообще, арии няни и хоровые эпизоды, исполняемые «за кадром» и «простыми людьми», оказались наиболее слабыми моментами. Где была репетиционная работа? Где хормейстер? Обидно, что вагнеровские принципы оперного исполнения так и не достигли некоторых вокалистов — отдельные партии звучали неразборчиво. Даже самый гениальный маэстро бессилен, если певец, стоящий к нему лицом, фальшивит или недостаточно мощно подаёт голос.</p> <h4>Яркие моменты</h4> <p>Ленский в сцене признания не вызвал особого сопереживания — возможно, артист ещё не вошёл в роль. Зато балетные номера прошли безупречно, без единой осечки. Анфилада из третьего акта выглядела поистине захватывающе. Особенно запомнился князь Гремин — обладатель роскошного баса, к которому не возникло ни малейших претензий: каждое его слово звучало чётко и проникновенно.</p> <p>В целом опера и её сценическое воплощение оставили глубокое, даже несколько гнетущее впечатление (в лучшем смысле этого слова). Хочется верить, что подобные эмоции испытал не я один.</p> </div>
Показать все отзывы
Юрий Петров(29 марта 2025):
Талантливые молодые вокалисты, роскошные сценические оформления, изящные хореографические номера и великолепное исполнение классической русской оперы. Обязательно к посещению!
марина(13.06.2019 / 17:04):
прекрасная классическая постановка известной оперы, великолепная сценогшрафия , костюмы, музыка и игра актеров
анна с.(10.01.2024 / 13:25):
Смотрели оперу 8.01.2024 в Мариинке-2. За дирижёрским пультом был В. Гергиев. Очень атмосферно: классическая постановка, хорошие голоса, костюмы, декорации. И хорошо, что были титры на русском и английском языках. Показалось, что первое действие немного затянуто и "скучнО", второе и третье - динамичнее. И время смены декораций длилось немного долго.
Екатерина Шишкина(3 мая 2025):
Главное разочарование за последнее время… Впервые покинула зал во время антракта. Даже значительная сумма не удержала меня — готова была заплатить, лишь бы уйти. Непередаваемо тягостное ощущение. 1. Монотонная скука (хотя произведение предполагает динамику и… Читать далее
Марина Урнова(3 июня 2011):
Наилучшая интерпретация «Евгения Онегина»! Прекрасное пение, грациозные танцы, восхитительные декорации и слаженный хор. По-настоящему театрально. Удивительно достоверные актерские работы. Браво!