Опера "Евгений Онегин" Концертный зал Мариинского театра~ Писарева, 20, вход с ул.Декабристов
6+

Опера "Евгений Онегин"

Описание:

Музыка Петра Чайковского.

Либретто Петра Чайковского и Константина Шиловского по одноименному роману в стихах Александра Пушкина.

Режиссер-постановщик – Юрий Темирканов.

«Евгений Онегин» Пушкина, как известно, не поэма, а роман в стихах. Непривычное жанровое определение дал своему «Онегину» и Чайковский: не «опера», а «лирические сцены».

Из «энциклопедии русской жизни» композитор выбрал главную сюжетную линию, наиболее близкую ему как художнику-лирику. Назвав на титуле только одного героя, Чайковский последовательно раскрывает слушателю три души: Татьяны (первый акт), Ленского (второй акт), Онегина (третий акт). Во всех трех образах Чайковский видел собственное отражение, и даже знаменитая сцена письма Татьяны рифмуется с эпизодом из жизни композитора, написавшего сценарий будущей оперы за одну ночь.

«Лирические сцены» закончены в 1878 году, начаты в 1877-м, а еще годом ранее Чайковский присутствовал на открытии вагнеровского театра в Байройте. При всем антивагнерианстве русского композитора его внимание тоже обращено к внутреннему «я», событийная сторона драмы сведена к минимуму. Каждый элегический вздох оркестра, начиная с «секвенции Татьяны» в интродукции, передает тончайшие движения человеческой души. Чайковский вслед за Вагнером использует лейтмотивы – в первую очередь не героев и не предметов, а чувств. Поэтому музыка Татьяны столь естественно звучит и в сценах с Ленским, и в сценах с преображенным любовью Онегиным.

Музыковед Борис Асафьев метко назвал «Евгения Онегина» «музыкальной поэмой». Самая прославленная опера Чайковского – это «симфоническая поэма» из семи картин-глав, поэма о надеждах и их крахе, о любви, о счастье, которое «было так возможно, так близко». «Евгений Онегин», идущий на исторической сцене Мариинского театра, – безупречный образец музыкально-театрального «почвенничества», в свое время удостоенный Государственной премии СССР.

Премьера этого спектакля состоялась в 1982 году в театре, еще носившем имя Кирова. Пост художественного руководителя и главного дирижера театра в то время занимал Юрий Темирканов. «Онегин» – его детище, причем не только в сфере собственно музыки: дирижер выступил также в качестве режиссера-постановщика. Быть и дирижером, и режиссером в одном лице – сложнейшая задача, ведь «ты должен думать и о том, что делается в оркестре, и о том, как построить спектакль музыкально; невольно ты все время находишься на сцене, потому что каждое движение – это то, что ты пережил сам» (из интервью с Темиркановым).

Первый Ленский легендарной постановки, Юрий Марусин, вспоминал: дирижер-режиссер лично показывал певцам нужную пластику, жесты и позы, выстраивая неразрывную связь между слышимым и видимым, между оркестровой ямой и сценой.

Спектакль оформил Игорь Иванов, который занял в 1981 году пост главного художника театра. Стремясь к историческому реализму, сценограф детально воспроизвел русский быт первой четверти ХIХ века. Всякий, кто бывал в пушкинских местах Псковской области, легко узнает и господский дом с полукруглым окном и портиком, и скамью Онегина. Интерьер комнаты Татьяны цитирует фильм-оперу Романа Тихомирова (1958). «Богатый барский дом в Петербурге» в третьем акте вызывает в памяти строгое великолепие Белоколонного зала Дворянского собрания. При этом сценография Иванова – далеко не только красивые иллюстрации. Так, в финальной сцене объяснения Татьяны и Онегина за героями высятся массивные напольные часы, указывая на их главного врага – время, которое, будучи упущенным, не знает пощады. Органичный, слаженный во всех своих составляющих, эталонный темиркановский «Евгений Онегин» не только апеллирует к отечественному «культурному коду» – такие шедевры его и создают.
Христина Батюшина.

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

Продолжительность спектакля 3 часа 50 минут.
Спектакль идет с двумя антрактами.

Источник

Ближайшие даты:

  • 4 Октября 2025г.

    Суббота 19:00 Концертный зал Мариинского театра~ Писарева, 20, вход с ул.Декабристов

Билеты:

от 2100

tikets_ticketland.ruМы не смогли найти билеты у этого билетного оператораtikets_afisha.rutikets_kassir.rutikets_afisha.yandex.ruМы не смогли найти билеты у этого билетного оператора

Адрес:

Концертный зал Мариинского театра~ Писарева, 20, вход с ул.Декабристов


Все события по этому адресу

Фотографии:

image 0image 1image 2image 3image 4image 5image 6image 7image 8image 9image 10image 11

Отзывы о событии: Опера "Евгений Онегин"

Написать отзыв

Ирина(19 января 2025):

В восторге от оформления, актерской работы и сюжета. "Евгений Онегин" — прекрасный способ приобщиться к этому сложному виду искусства.


Гриша Панихин(22 февраля 2014):

Лучшая интерпретация "Онегина", превосходящая даже версию Большого театра! Наслаждался вокальными партиями и костюмами, а также волшебной музыкой под руководством маэстро Гергиева. Рекомендую всем — посчастливилось побывать на премьере!


Даниил Вонявкин(18 января 2025):

Восхитительно, спасибо за чудесный вечер!


лариса(30.08.2019 / 09:49):

Постановка Юрия Темирканова. Красочные костюмы и декорации. Талантливые солисты Классическое соединение гения Пушкина и Чайковского на легендарной сцене Мариинки не оставит равнодушным


Андрей Губин(18 июля 2010):

<div> <h3>«Летающий зал»</h3> <p>Зной, казалось, наконец отступил в тот вечер, когда за окном заструился дождь, принеся долгожданную прохладу (всего +25°C). Даже в помещении стало комфортнее, однако создавалось впечатление, будто сам зал готов взмыть ввысь — столь активно зрители размахивали всем, что попадало под руку. Необычная публика заполнила пространство до отказа (свободных мест не наблюдалось, вопреки заверениям официального сайта). Зачем люди приходят в театр? Чтобы вздремнуть? Увлечься бессмысленными играми на смартфоне уже после начала спектакля? Обменяться впечатлениями под прекрасную музыку? Или исчезнуть сразу после финального аккорда? Для меня это остаётся загадкой... Впрочем, остановимся на зрителях — они не главный предмет данного отзыва.</p> <h4>О спектакле</h4> <p>Сама постановка оказалась весьма достойной. Никаких нареканий:</p> <ul> <li><strong>Декорации</strong> — великолепные;</li> <li><strong>Световое оформление</strong> — безупречное;</li> <li><strong>Оркестр</strong> — превосходный (за исключением духовой секции: то флейтисты замешкались, то тромбонисты попадали в ноты лишь с третьей попытки — речь о вальсе в третьем акте).</li> </ul> <h4>Любопытные детали</h4> <p>Есть одна занятная особенность. Ещё в позапрошлом столетии Сергей Васильевич, заняв пост дирижёра, пытался отучить музыкантов от привычки читать во время пауз... Увы, тщетно — арфистка увлечённо изучала что-то явно далёкое от текущего репертуара. Впрочем, остальное безукоризненно.</p> <p>Читатель резонно спросит: куда же был направлен мой взгляд? На «взлетающий» зал или на арфистку с её чтением? Нет, не только. Начало оперы, откровенно говоря, оставило двойственное впечатление (речь не об увертюре, а непосредственно о действии). Исполнительница партии няни раз за разом опаздывала, не попадая в ритм оркестра, несмотря на наличие мониторов с трансляцией дирижёра — это слегка нервировало на протяжении всего первого акта. Вообще, арии няни и хоровые эпизоды, исполняемые «за кадром» и «простыми людьми», оказались наиболее слабыми моментами. Где была репетиционная работа? Где хормейстер? Обидно, что вагнеровские принципы оперного исполнения так и не достигли некоторых вокалистов — отдельные партии звучали неразборчиво. Даже самый гениальный маэстро бессилен, если певец, стоящий к нему лицом, фальшивит или недостаточно мощно подаёт голос.</p> <h4>Яркие моменты</h4> <p>Ленский в сцене признания не вызвал особого сопереживания — возможно, артист ещё не вошёл в роль. Зато балетные номера прошли безупречно, без единой осечки. Анфилада из третьего акта выглядела поистине захватывающе. Особенно запомнился князь Гремин — обладатель роскошного баса, к которому не возникло ни малейших претензий: каждое его слово звучало чётко и проникновенно.</p> <p>В целом опера и её сценическое воплощение оставили глубокое, даже несколько гнетущее впечатление (в лучшем смысле этого слова). Хочется верить, что подобные эмоции испытал не я один.</p> </div>


Показать все отзывы

Юрий Петров(29 марта 2025):

Талантливые молодые вокалисты, роскошные сценические оформления, изящные хореографические номера и великолепное исполнение классической русской оперы. Обязательно к посещению!


Johannes Rauh(12 июля 2015):

<div> <p>Сценографическое решение искусно сочетает традиционные очертания и антураж с лёгким налётом современности, таким как цифровой фон. Тем не менее, переход между сценами организован крайне неудовлетворительно — занавес опускается без видимой логики, возникают неоправданные паузы и заминки, а финальный акт и вовсе разворачивается перед спущенным занавесом.</p> <p>Режиссёрская работа заслуживает скромной оценки — это прямое отражение сценографии: ничего эпатажного, устоявшаяся классика с элементами нового времени. Онегин не проникает в окно (хотя этот элемент декора присутствует на сцене постоянно), Татьяна не облачена в костюм из «Матрицы», а постоянное появление в каждом действии одного и того же юноши кавказской внешности объясняется то его родственными узами, то необходимостью внесения или выноса бутафории.</p> <p>Вокальное исполнение разделяется на два противоположных полюса:</p> <ul> <li><strong>Мужские партии</strong>, вполне достойные: безупречно артикулирующий Ленский в исполнении Селиванова, ровный и глубокий Онегин-Лавров и не разочаровавший Гремин-Банник.</li> <li><strong>Женские партии</strong>, близкие к фиаско: откровенно фальшивящая Татьяна-Гончарова (при всей её внешней соответствию образу), аффектированная Ольга-Шишкова, чей арсенал выразительных средств, судя по всему, ограничивается нервным поправлением пряди, спадающей на лоб, и срывающаяся на старческое дребезжание Ларина-Волкова.</li> </ul> <p><strong>Итог:</strong> спектакль позволяет провести три часа с определённым удовольствием, однако ждать от него откровений и ярких впечатлений не приходится.</p> </div>


марина(13.06.2019 / 17:04):

прекрасная классическая постановка известной оперы, великолепная сценогшрафия , костюмы, музыка и игра актеров


Оксана Васько(9 ноября 2020):

<div> <h3>Любовь с первых нот</h3> <p> Хотя сюжет «Евгения Онегина» знаком каждому ещё со школьных лет, в музыкальном воплощении Петра Чайковского и в постановке Алексея Степанюка бессмертное творение Пушкина обретает совершенно новое звучание: повествование становится глубже, а идеи — многограннее. Характеры героев, их переживания и душевные порывы переданы не только визуально (костюмами и тщательно подобранными образами), но и посредством вокала: его мощи, тембра, тончайших интонационных нюансов. </p> <ul> <li><strong>Ольга</strong> (Ирина Шишкова) — беззаботная, эгоцентричная, легкомысленная, с серебристым тембром голоса;</li> <li><strong>Ленский</strong> (Сергей Скороходов) — страстный, благородный и искренний юноша;</li> <li><strong>Татьяна</strong> (Анжелика Минасова) — искренняя, трогательная, погружённая в свои грёзы;</li> <li><strong>Онегин</strong> (Григорий Чернецов) — избалованный роскошью, одетый в роскошную лисью шубу, холодный обольститель;</li> <li><strong>Князь Гремин</strong> (Аскар Абдразаков) — ветеран отечественных сражений, величавый и умудрённый опытом.</li> </ul> <p> Отдельного внимания заслуживает ещё один значимый образ — динамичный пейзаж. Он неотступно следует за эмоциональным фоном действующих лиц: солнечные лучи и рассыпанные повсюду яблоки уступают место непроглядному мраку и многовековым дубам, в тени которых прогуливаются щеголь Евгений и мечтательная Татьяна. А вот — безграничное небо, пылающее алым в момент поединка Ленского и Онегина, или же туман, поглощающий фигуру Онегина под горькие слова: «Позор, тоска, о жалкий жребий мой!»… </p> <p> Благородное классическое пение искусно дополнено мотивами русского фольклора, что создаёт особую атмосферу и с лёгкостью погружает современного городского зрителя в патриархальный деревенский быт. Постановка бесспорно удалась. Артистам удалось убедить публику в подлинности пережитых на сцене событий. Это именно тот случай, когда с первых же звуков осознаёшь, что сердце навсегда отдано искусству. </p> <p>Браво!<br>Арт-терапия</p> </div>


анна с.(10.01.2024 / 13:25):

Смотрели оперу 8.01.2024 в Мариинке-2. За дирижёрским пультом был В. Гергиев. Очень атмосферно: классическая постановка, хорошие голоса, костюмы, декорации. И хорошо, что были титры на русском и английском языках. Показалось, что первое действие немного затянуто и "скучнО", второе и третье - динамичнее. И время смены декораций длилось немного долго.


Екатерина Шишкина(3 мая 2025):

Главное разочарование за последнее время… Впервые покинула зал во время антракта. Даже значительная сумма не удержала меня — готова была заплатить, лишь бы уйти. Непередаваемо тягостное ощущение. 1. Монотонная скука (хотя произведение предполагает динамику и… Читать далее


Andrey(28 марта 2015):

Трудно утверждать, что абсолютно все провально: партия Ленского исполнена вполне достойно, возможно, еще один-два голоса были хороши. В прочем же – неразборчивый вокал, где без титров не обойтись... Чрезмерно кричащие костюмы, напоминающие наряд скомороха, и прочие элементы оформления, которые диссонируют с образом «Онегина». Несколько раз действие прерывается на двухминутную перестановку декораций, и публика вынуждена просто сидеть, уставившись в занавес, и слушать, как предположительно мертвый Ленский усердно орудует шуруповертом. В целом, к режиссерскому решению возникает множество претензий...


Марина Урнова(3 июня 2011):

Наилучшая интерпретация «Евгения Онегина»! Прекрасное пение, грациозные танцы, восхитительные декорации и слаженный хор. По-настоящему театрально. Удивительно достоверные актерские работы. Браво!


#Спектакль#Вечером

Похожие события в Санкт-Петербурге: