
Опера «Дон Жуан»
Описание:
Возрастная категория 16+
Исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).
Музыка Вольфганга Амадея Моцарта
Либретто Лоренцо да Понте
Мировая премьера: 29 октября 1787 года, Театр графа Ностица, Прага
Премьера постановки: 28 ноября 1999 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Действие первое
Лепорелло перед домом Командора ожидает своего господина Дон Жуана, который проник в комнату Донны Анны, дочери Командора. Дон Жуан стремительно выбегает из дома, преследуемый Донной Анной, которая во что бы то ни стало желает знать, кто был ее неожиданным ночным посетителем. Безуспешно пытается она сорвать с Дон Жуана маску. Появляется проснувшийся от шума Командор и вызывает непрошеного гостя на поединок. Поначалу Дон Жуан не желает принять вызов Командора. Однако, вынужденный сопротивляться, он все же убивает его и вместе с Лепорелло скрывается.
Донна Анна с подоспевшим ей на помощь Доном Оттавио, ее женихом, клянутся отомстить незнакомому убийце.
Дон Жуан мечтает о новых любовных приключениях. В сумерках наступающего утра его внимание привлекает прекрасная незнакомка. Когда Дон Жуан приближается к ней, то узнает Донну Эльвиру, свою жену, покинутую им спустя три дня после свадьбы. Стремясь отделаться от ее надоедливых упреков, он оставляет Донну Эльвиру на попечение Лепорелло, который охотно демонстрирует ей список любовных побед своего господина.
Крестьяне и крестьянки празднуют свадьбу Церлины и Мазетто. Дон Жуану приглянулась Церлина. Чтобы остаться с ней наедине, он приказывает Лепорелло увести всех собравшихся в свой замок. Попытавшийся сопротивляться жених вынужден уступить угрозам Дон Жуана. Дон Жуан стремится соблазнить Церлину ласковыми словами и обещаниями. Однако в самый неподходящий момент появляется Донна Эльвира, а за ней – Донна Анна и Дон Оттавио. Перед ними Дон Жуан объявляет Донну Эльвиру сумасшедшей.
Оставшись наедине с Доном Оттавио, Донна Анна признается, что узнала своего ночного соблазнителя и призывает жениха к мести.
Лепорелло докладывает Дон Жуану, как ловко он препроводил в замок пирующее общество и как ему удалось избавиться от Донны Эльвиры. Церлина пытается успокоить разъяренного Мазетто. Поскольку Дон Жуану не удается остаться наедине с Церлиной, он вынужден вместе с женихом и невестой присоединиться к празднеству. Появляются Донна Анна, Донна Эльвира и Дон Оттавио, их лица скрыты масками. По приказу своего господина Лепорелло приглашает маски принять участие в пире, во время которого не должно обращать внимание на какие бы то ни было сословные границы. Дон Жуан призывает всех к свободе. Призыв подхватывается, но при этом каждый понимает свободу по-своему. В хаосе праздничной суматохи Дон Жуан увлекает Церлину прочь из зала.
Внезапно шум праздника прерывается криками Церлины о помощи. Дон Жуан сваливает вину за происшедшее на своего слугу. Дон Оттавио, Донна Анна и Донна Эльвира снимают маски и предъявляют обвинения истинному злодею. Дон Жуан вынужден бежать.
Действие второе
Лепорелло хочет оставить службу у Дон Жуана. Однако деньги, которые ему предлагает господин, заставляют его рассудить иначе. Даже спасаясь бегством, неутомимый искатель приключений остается верен себе. Он задумал соблазнить камеристку Донны Эльвиры. Но, чтобы проникнуть к ней, необходимо отвлечь внимание госпожи. Для этого Дон Жуан и Лепорелло обмениваются платьем. Донна Эльвира принимает Лепорелло за Дон Жуана. Не догадываясь о том, что в действительности она обращается к слуге, а не к господину, Донна Эльвира прощает Дон Жуану все зло, которое он ей причинил.
Дон Жуан встречает крестьян, под предводительством Мазетто разыскивающих соблазнителя Церлины. Неузнанный в одежде Лепорелло, он ловко направляет преследователей по ложному следу. Оставшись же наедине с Мазетто, Дон Жуан жестоко избивает простака и скрывается. Подоспевшая Церлина врачует раны своего жениха и утешает его.
Тщетно пытается Лепорелло избавиться от Донны Эльвиры. Попав в затруднительную ситуацию, окруженный преследователями, принимающими его за Дон Жуана, он вынужден открыть свое лицо. Донна Эльвира оскорблена до глубины души. Воспользовавшись общим смятением, Лепорелло скрывается. Дон Оттавио полон решимости выдать убийцу Командора суду.
Донна Эльвира, неотвратимо связанная с судьбой своего неверного мужа, начинает терять рассудок.
Дон Жуан и Лепорелло, скрывающиеся от преследователей, встречаются ночью на кладбище. В их разговор неожиданно вмешивается с угрожающими репликами статуя Командора. В ответ Дон Жуан через слугу зовет статую к себе на ужин. Донна Анна находит способ уклониться от любовных притязаний Дона Оттавио. В ее сердце нет больше места для мужчины.
Дон Жуан в полночь дает ужин, на который приглашен Командор. Музыканты играют мелодии из популярных опер. Донна Эльвира в последний раз пытается призвать Дон Жуана к праведной жизни. Но тот до конца остается непреклонным. Бесстрашно протягивает он руку статуе Командора, от которой Лепорелло прячется, испытывая непреодолимый ужас. Так и не отрекшийся от своих убеждений, Дон Жуан низвергается в ад.
Появляются Донна Анна, Донна Эльвира, Дон Оттавио, Церлина и Мазетто, чтобы передать Дон Жуана в руки правосудия. Лепорелло сообщает им новость: его господин провалился в преисподнюю. Желая сделать из этого сенсацию, он в подробностях описывает событие, которое из страха так и не видел.
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Йоханнес Шааф
Художник-постановщик – Ралф Колтай
Художник по свету – Пол Пайнт
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Хореограф – Гали Абайдулов
Опера идет с одним антрактом.
Продолжительность: 3 ч 25 мин
Источник
Ближайшие даты:
Событие проходило 2 Июня 2025г. Предстоящие даты не анонсированы.
Билеты:
В данный момент мы не производим продажу билетов, а только собираем все интересные события вместе.
Купить билеты можно тут.
Перед покупкой билетов внимательно все проверьте. Мы стараемся следить за изменениями, но это не всегда возможно.
Адрес:
Фотографии:















Отзывы о событии: Опера «Дон Жуан»
Написать отзывValeriy Dorokhov(5 октября 2024):
Едва не заснул во время спектакля – возможно, это субъективное восприятие данной версии Моцарта. Сценография оказалась более чем скромной. Для сравнения, «Волшебная флейта» куда динамичнее.
Наталья Фил(11 февраля 2024):
Великолепная опера, превосходный оркестр и блестящие солисты – все без исключения. Музыка Моцарта вечна и совершенна. Правда, несколько смутили аскетичные декорации и мрачноватая цветовая гамма костюмов – эпоха композитора ассоциируется с куда более насыщенной палитрой... (полный текст опущен)
Johannes Rauh(30 июля 2015):
<div> <h3>Рецензия на спектакль: разбор сильных и слабых сторон</h3> <p>Сценографическое решение оказалось предельно минималистичным: скудные декорации, ничем не примечательные наряды артистов, хаотичное перемещение исполнителей по сцене, дополненное техническими неполадками с текстовым сопровождением. В отдельные моменты возникало сожаление, что это не концертное прочтение произведения.</p> <h4>Наименее удачные исполнители:</h4> <ul> <li><strong>Лепорелло в исполнении Петренко</strong> — демонстративное отсутствие актерской игры, неестественная переигровка, преувеличенная мимика, систематические ошибки в вокальных партиях. В арии «Madamina!» артист и вовсе сбился с текста.</li> <li><strong>Эльвира (Павловская)</strong> — её пронзительное пение порой достигало такой силы, что вызывало физический дискомфорт у слушателей.</li> </ul> <h4>Достойные упоминания:</h4> <p>Трио исполнителей — Церлина (Дудинова), Мазетто (Цанга) и Оттавио (Тимченко) — продемонстрировали стабильно хороший уровень, заслужив твердую "четверку". Особо отметился Цанга, проявивший себя не только как вокалист, но и как убедительный актер.</p> <h4>Яркие моменты постановки:</h4> <p>Безусловными лидерами вечера стали:</p> <ul> <li><strong>Дон Жуан (Никитин)</strong> — обладатель роскошного тембра и мощного голоса, создавший цельный художественный образ</li> <li><strong>Донна Анна (Шилова)</strong> — её исполнение отличалось аристократической сдержанностью и глубиной</li> </ul> <p>Особый восторг вызвал Командор в исполнении Беззубенкова. Хотя сила голоса уже не та, что прежде, но благородство тембра и кристальная чистота интонаций буквально вызывали мурашки. Сцена явления Командора к Дон Жуану стала абсолютной кульминацией спектакля — исключительно благодаря мастерству Беззубенкова.</p> </div>
Ольга Манулкина(15 июня 2007):
Дебютным триумфом Анны Нетребко в Зальцбурге (ещё до «Травиаты») стала партия её тёзки — Донны Анны в опере Моцарта. В Мариинке — иная постановка, иной дуэт; но порой кажется, будто в её петербургской героине проскальзывают отголоски зальцбургского образа.
Татьяна Виноградова(29 января 2025):
Великолепная музыка, изумительное вокал. Однако, на мой взгляд, сценография нарушает гармонию с музыкальным сопровождением.