Спектакль «Барон Мюнхгаузен» Театр им. В.Ф.Комиссаржевской
18+

Спектакль «Барон Мюнхгаузен»

Описание:

Комедия в 2-х действиях по мотивам сценария Г.Горина «Тот самый Мюнхгаузен».

Роман Габриа, режиссер:

«Это история любви барона Мюнхгаузена и молодой девушки, Марты. Препятствия, которые мешают им быть вместе, невозможность развода и устройство социального мира превращают барона в фантазера и лжеца. Но эта его способность настолько талантлива, что он с лёгкостью гения переворачивает закостенелый мир, оголяя его изнанку и порождая новую реальность».

Марк Липовецкий, литературовед:

«Если искать символы лжи как самодостаточного искусства, то вряд ли можно найти более узнаваемый и распространенный образ, чем барон Мюнхгаузен».

Премьера состоялась 2 декабря 2022 года.

Продолжительность спектакля — 2 ч. 20 мин. с антрактом

Источник

Ближайшие даты:

  • 20 Июля 2025г.

    Воскресенье 19:00 Театр им. В.Ф.Комиссаржевской
  • 21 Июля 2025г.

    Понедельник 19:00 Театр им. В.Ф.Комиссаржевской

Билеты:

Стоимость: 300 руб.

tikets_ticketland.rutikets_afisha.ruМы не смогли найти билеты у этого билетного оператораtikets_kassir.rutikets_afisha.yandex.ru

Адрес:

Театр им. В.Ф.Комиссаржевской


Все события по этому адресу

Тип карты

Фотографии:

image 0image 1image 2image 3image 4image 5image 6image 7

Отзывы о событии: Спектакль «Барон Мюнхгаузен»

Написать отзыв

Xenia Pogorelskih(16 января 2023):

Блестящая бессмыслица Мне действительно не повезло: перед этим я видела прекрасную интерпретацию той же пьесы в театре на Литейном. После такого контраста воспринимать подобное было мучительно. Вместо глубины и многогранности персонажей — лишь гламурные картинки из соцсетей. Вместо осмысленных реплик — бессвязный поток сознания, словно набранный между скроллингом ленты. Откровенные наряды, жеманные фразы и кривляния в стильных очках — всё это тоже присутствует в избытке. В результате возникает чувство, будто тебя насильно кормят обрывками сторис, перемежающимися постами, а затем добивают лавиной изображений. "Я стараюсь сосредоточиться, но вы постоянно мешаете," — так и хочется крикнуть постановщику. Единственное, что искренне радовало, — это растущее число зрителей, покидающих зал. Ведь сохранить ясность ума и душевное равновесие можно лишь самостоятельно. Как забыть увиденное Что это было Повод заглянуть в буфет


Марина(9 марта 2025):

Представление восхитительно! Пусть это и не традиционная версия, но сколько в ней оригинальности, современности, изыска! Протагонист невероятно обаятелен, Якобина... просто прекрасна! Марта... в отличие от броской Якобины, словно "нарисована нежными тонами".. Возможно, повторю визит спустя время..


АННА БЕЛОУСОВА(25 мая 2023):

Свежее веяние Поддерживаю сказанное ранее. Постановка ВЕЛИКОЛЕПНА! Не стоит проводить параллели с кино — пьеса та же, но воплощение совершенно иное. Каждая деталь продумана: освещение, одежда, динамика сцен. Смотрится на едином вдохновении. И да, если вы не цените актуальный, экспрессивный театр, не открыты новому — вам сюда не стоит. Здесь нет места затхлости. Этот спектакль — словно глоток чистого воздуха в культурной жизни города. А актеры — как точно переданы характеры! Какой обаятельный Барон, изысканная Марта, комичный Бургомистр! Абсолютное попадание! До слёз Браво


Лилия(08 мая 2023):

Волшебная постановка! Жаль, не повезло с аудиторией — молодые зрители смеются невпопад, видимо, воспринимая всё как фарс. Обязательно вернёмся, надеясь на более вдумчивую публику.


Елена Г.(6 мая 2025):

Восхитительное представление, готова пересматривать бесконечно. Браво актёрскому составу и режиссёру! Художественное оформение безупречно. Образ Марты, созданный Софией Большаковой, навсегда покорил моё сердце.


Показать все отзывы

ольга а.(2023-03-28 23:32):

Когда покупала билеты, то отзывов не было. На сегодня отзывы есть и большинство негативные. Спектакль не однозначный. Вам или понравится или нет. Но в любом случае не придёте во второй раз. Но один раз стоит! 18+ рекомендую соблюдать. Не то, что там что-то прям жутко откровенное, просто не понять. Я консерватор и не любитель авангарда, но спектакль зашёл, хоть не легко и не сразу. Долго переваривали. Не буду раскрывать интригу. Рекомендую посмотреть самим. Но если вам не нравится София Ротару и песня "Луна, луна" м.б. и не стоит начинать. Спектакль не оправдал ожиданий, а пошел в разрез. Имеет право! 5 не поставлю, а 4 да. Рекомендовать сложно. Решайте сами. Кстати, не о спектакле, а о билетах на заметку. Сидели в бельэтаже 3 ряд. Билеты дешёвые, а всё слышно и видно.


Vadim(21 октября 2024):

Постановка увлекает, даже если фабула давно знакома! Советую к просмотру.


светлана(11 января 2023):

Авангард — не мой жанр, однако эта постановка, выполненная в подобной манере, приятно удивила. Она ничуть не уступает знаменитой экранизации и оставила яркие впечатления.


Алексей А.(5 мая 2025):

Познакомился с творчеством Романа Габриа. Пока его стиль не совсем совпадает с моими предпочтениями, однако в постановке заметны оригинальные режиссёрские решения. Не стану давать негативной оценки – возможно, в будущем обращусь к другим работам этого автора.


юлия с.(03.01.2025 / 22:00):

Это худшее, что я видела в театре. Глупые тексты, мат, нищие какие то декорации и один костюм. Уходили зрители.


Маргарита Щеголева(18 декабря 2022):

Бессмыслица в чистом виде. Вторая часть ещё более неудачна, чем первая, а развязки и вовсе нет. Артисты прилагают усилия, но спасти безнадёжный текст им не под силу. Вульгарно, нелепо, без намёка на юмор. Ничего от изысканной иронии Горина не сохранилось. Хочется поскорее забыть этот провал.


лариса г.(31.07.2023 / 17:04):

Нахожусь под сильным впечатлением от спектакля. Он ооочень оригинальный. Первые минут 10 казалось, что попали на аванградную пантомиму, и было как-то некомфортно. А потом вникли и дальше пошло отлично. Выразительно, красиво, свежо, остроумно, прекр.актерская игра, интересное включение соврем.музыки и декорации. Ничего общего с культовым фильмом М.Захарова, и это - прекрасно. Барон Мюнгхаузен - многогранный персонаж и имеет право на разные трактовки и интерпретации. Юмор, сарказм, политические аллюзии. Всё великолепно. В финале актерам устроили долгие и заслуженные овации. Всем спасибо.


Крапива Нетлева(11 января 2023):

один шаг до гениальности Спектакль “Барон Мюнхгаузен” смотреть обязательно. Это даже не рекомендация, а вердикт обществу. Это одна из тех смелых, неординарных, захватывающих вещей, которые формируют голос эпохи — но это рассудит история. Судя по предыдущим рецензиям, публика не поняла работу. Как это могло произойти: как можно настольно не понимать театра, чтобы называть этот спектакль бредом? Похоже, на “ура” у нашего народа идут по-прежнему только какие-то плоские водевили, не изменившие язык театра и манеру играть с 19 века. При том, что в спектакле “Барон Мюнхгаузен” ничего резко инноваторского, провокационного совсем нет. Там, например не бегают голые люди по сцене и не кричат о смерти театра. Что отличает хорошее произведение искусства от плохого? В хорошем произведении каждый слой и каждый элемент — на своем месте, четко выверен, обоснован внутренней логикой, и все же неожиданный, не банальное клише, не повтор предыдущих успешных произведений. Это ново, и остро, и создает уникальное переживание в зрителе, на всех уровнях, которые доступны этому виду искусства. В этом смысле, спектакль “Барон Мюнхгаузен” — это несомненная удача и даже откровение. Так почему же работу не поняли? Возможно, публике не хватает культурного контекста, чтобы оценить по достоинству эту работу. Скромно надеюсь, что моя интерпретация поможет ее понять чуть глубже. Сюжет. Главный герой. Не случайно героем эпохи становится современный художник. Искусство в современном мире — практически единственная область, где присутствует смелость, фантазия, безграничная свобода, да что там - сама жизнь! К тому же, искусство, по крайней мере на западе — это не монашество и не подвижничество, как принято у нас. Это сфера удачи, богатства, блеска, невероятного оппортунизма, и царство сверхприбылей — все то, что так искрометно воплотил в себе барон! В современном варианте барона сочетается очень удачно образ Энди Уорхола, который обожал богатство, блеск, знаменитостей (в Энди Барон перевоплощается во время своих телевизионных интервью, надевая парик “а-ля страус Эмо”, и даже своей мимикой повторяя исторические телеинтервью Энди — это удачно передается сверхкрупным планом на большом экране, и тут мультимедиа возможности современного театра — параллельная прямая трансляция — очень важны! Второй образ — это печально знакомая петербуржцам история Яна Фабра, выставившего чучела животных в Эрмитаже. Высказывания художника не поняли, выставка была отменена со скандалом (подробнее об этом — в статье Ирины Поповой https://birdinflight.com/ru/pochemu_eto_shedevr/20161118-ptichku-zhalko-vystavka-yana-fabra-kak-proverka-na-adekvatnost.html ). Художник, которого не понимают ни городские власти, ни церковь, ни даже собственная законная жена, которого пытаются заставить отречься от собственного творчества — это и есть трагическая фигура Барона! За всей этой светской удачливостью, и некой комичностью образа (желтые незашнурованные ботинки, объявление войны целой стране одним человеком, нелепые доспехи, и в какой-то части пьесы даже несуразные белые бакенбарды, с определенного угла напоминающие огромные уши) кроется поистине трагичный персонаж. Светский шут, модник, повеса, счастливчик, самопровозглашенный гений, вдруг становится действительно "рыцарем печального образа" (переклички с Дон Кихотом, не зря моя соседка по ряду перепутала одно с другим, и была уверена, что пришла на Дон Кихота). И режиссеру спектакля Роману Габриа, и актеру Богдану Гудыменко это удалось! Человека морально уничтожают, заставляют отказаться от всего ради своей любви (но и любовь тоже отнимают, ведь Марта хочет простого земного счастья, пусть с садовником, но с человеком, которого она любит, пусть он и не будет больше летать на луну и делать искусство из чучел). Затем все переворачивается: барон, отказавшись от всего, он теряет и Марту, и теперь ему нужно снова сделаться самим собой, ведь Марта любила именно его, барона-художника, по крайней мере так ему казалось. В этом весь трагический конфликт, перевертыши, и перевоплощения, — лучший элемент в театре со времен Шекспира. Как нелепо оказывается, что вероятно та же публика, котороя разнесла в пух и прах выставку Яна Фабра, теперь пришла на этот спектакль, ничего не поняла, и осталась недовольна “бредом”. Марта. Режиссеру и актрисе Софии Большаковой действительно удалось создать образ неземной девушки, музы. Голос, озвучивающий ее речь с языка глухонемых, — это будто бы голос богини, он раздается откуда-то свыше, из динамиков. В начальной сцене второй части она противостоит остальным героям: приземленным, ничтожным. Они все суетсятся, репетируют речь открытия памятника. Она единственная стоит неподвижно, и находится не в праздничных декорациях, но будто действительно на поверхности Луны. Они все в желтом, она одна — в сером. Марта, хоть и неземная, но хочет простой земной любви, хочет венчания в церкви, чтобы люди не показывали на них пальцем, как на грешников, живущих вне брака. Получается, со своей простой мечтой она становится манипулятором — она постоянно давит на барона, требует решения этого вопроса, и в итоге добивается своего, но какой ценой? Момент, когда в зале суда барон поддается на хитрости своей жены, и даже целуется с ней, Марта повержена, раздавлена. И затем все упирается в пародийную ситуацию с 32 мая, хотя конфликт кроется где-то еще: хочет ли он в действительности разводиться с практичной и приземленной женой, которая на протяжении 20 лет была его эффективным менеджером, матерью его сына, но никогда — музой?. Спектакль был бы слишком простым и линейным, если бы барон не сомневался. Но он испытывает чудовищные сомнения и даже угрызения совести, и поддается, хоть и на мгновение, на ловушку расставленную хитрой женой, да и как тут выдержать, ведь он оказывается один на один против всего мира, а глухонемая и хрупкая Марта — слабая поддержка. Жена Пожалуй, если бы я не смотрела спектакль “Живой товар” днем ранее, то я бы не заметила этого: Евгения Игумнова в обоих спектаклях играет одного и того же персонажа: истеричную, неприятную, хитрую, но неумную женщину. У нее не сменяется даже выражение лица: суженные глаза, приоткрытый рот, карикатурная речь. Жена не хочет терять своего барона, при этом жаждет только статуса единственной его вдовы. Живой полусумасшедший романтик ей совсем не нужен, к тому же у нее есть любовник-бургомистр. Телеведущая Явно напоминает нам Ксению Собчак, эдакую сплетницу, огненную барышню, не лишенную однако ума и изюминки. В конце она даже во всеуслышание объявляет, что хочет зазвать садовника Колю после передачи к себе. С настоящим бароном она такого себе не позволяла: он был ей не по зубам. Во время интервью ему удавалось отвечать честно и остро на все вопросы, даже самые коварные, иногда просто мимикой сводя на нет все колкости светской львицы-журналистки. Время. Наверное, самое непонятное для публики — это смешение временных отрезков, классическая нелинейность временных пластов, сдвиг тектонических плит. Мы вроде как в 18 веке, но в то же время все почему-то напоминает современность! Откуда-то телекамеры, принцесса Диана, и какие-то до боли знакомые персонажи в телеэкранах, передающие власть друг другу, словно мячик. Но об этом отдельно, и вообще лучше не надо. Политическое. Эта часть удалась режиссеру блестяще, тонко и как это возможно в наше непростое время — деликатно. Только внимательные зрители умеют воспринимать метатекст (текст, который в действии спектакля значит одно, но который на секунду в воображении можно применить к чему-то еще): вслушавшись в смысл некоторых слов в середине спектакля, все станет понятно про нашу нынешнюю реальность, и захочется аплодировать стоя мастерству эзопова языка, который теперь нам всем просто необходим — чтобы выжить в царстве лжи, в которой, кстати, в спектакле все обвиняют Барона, но в которой погрязли все герои — кроме него и Марты. Но та фамильярность, с которой коммуницируют между собой представители политической элиты в спектакле, как бесстыдно лгут, и трансформируют свое отношение к реальности в зависимости от интересов себя и друг друга (от возгласов “война - это прекрасно” до “войны не будет, какое счастье!”), как договариваются между собой и даже не стесняясь пилят бюджеты — оно вам ничто не напоминает? Философское. Полеты на луну в собственной фантазии. Создание бесконечного количества миров. Отсутствие границ человеческих возможностей (границы ставим только мы сами, ну еще общество, которое нас окружает). Закопать заживо человека-легенду, потому что живой и дерзкий, он был неугоден обществу, и тут же создать ему памятник, сделать из него миф, удобный публике и городским властям — и тут же начать “осваивать бюджеты”. Тут и Пушкин, и Ван Гог, и вообще вся история мировой культуры. Творческое. Герой упоминает Леонардо Да Винчи. Он действительно пытается быть гением, хоть и в слегка карикатурном, забавном ключе: он и художник, и поэт, и композитор, и модельер, и фильммейкер, и ученый. И у него с легкостью получается все! Спектакль дает нам веру в Человека Возрождения, с неограниченными способностями и сферами применения таланта. Если только гения не будет останавливать и одергивать косное общество. Близость гениальности к умопомешательству часто была замечена и описана. В этом спектакле нас всех еще раз предостерегают: не нужно спешить ставить диагноз неординарным людям. Возможно, они намного лучше, чище и талантливее нас, и это нас пугает. Личное. Ради любви Барон отказывается от собственных идей, становится простым садовником, а для мира просто “умирает”. Но ведь он так любил цветы, не будет ли ему этого достаточно? Лишь цветы и его возлюбленная Марта, которая к тому же еще и беременна. Тут возникает единственный неясный или не до конца проработанный момент в сюжете спектакля, а ведь это дико важно. Барон решает вернуться в мир не потому, что ему не нравится памятник, который ему устанавливают его бывшие мучители — “Жопа лошади”, а потому что от него ушла Марта. Почему она ушла? Ведь она добилась того, о чем так мечтала, просто быть с любимым. Ее обвенчали с ним, но не в образе Барона, а в образе садовника Коли. Это был не тот человек, которого Марта любила. Видимо, поэтому она ушла. Хотя во время прямого эфира она упорно отказывается признать в своем муже Барона, чем выставляет его на посмешище. На места все ставит песня. Он начинает петь джазовую композицию, только так, как мог петь Барон, и Марта узнает эти звуки — глухонемая девушка начинает танцевать! И это радость узнавания, правда, которая заключена не в словах, а на каком-то другом уровне. Видимо, зрителей напряг этот открытый финал — они не поняли, чем все закончилось, и были раздосадованы “смазанной концовкой”. Но ведь в конце Марта узнала барона по его пению, и значит он победил, хотя и не явно, все это царство вранья, замалчивания, всех этих людей, которые решили воздвигнуть его образ на пъедистал, но только не признать его как живого человека: слишком опасен, слишком безумен. Вообще всю историю пронизывает эта сказочная любовь, которая превыше всего. И это не банальность, и не “розовые сопли”. Он любит глухонемую, которая способна тонко чувствовать и переживать. Она выражает себя в танце и в жестах, и это так красиво и экспрессивно, что слова по сравнению с этим ничего не стоят! Она танцует как богиня, и она, ее любовь и поддержка, в 1й части спектакля, делают из комедийного барона действительно успешного и возвышенного персонажа. В начале она гриммирует его для интервью, и это тоже символично: благодаря ей на сцене возникает герой, похожий на Энди Уорхола, успешный художник, звезда. Каждому художнику нужна муза, даже если потом ради любви к этой музе он потом готов отказаться от всего своего искусства, образа жизни и даже мыслей. Декорации. Каждый уровень спектакля важен: ничто в пространстве сцены не может быть случайным. Огромный образ Марты, и внутри нее — дверь. Это тот мир, куда заходит главный герой, и только он. Когда он ее предает — образ Марты поднимается ввысь, уносится в небо, где только луна, и исчезает в небытие. Узкая коробка — декорация телевизионного шоу, спрятанная в глубине зала, образы транслируются на больших экранах. Надписи на стенах, неоновыми буквами, хотя и сложно различимы из зала, но все-таки сплошь не случайны. Образ Луны. Луна — это тоже герой спектакля, не зря всю дорогу звучит навязчивая песенка про Луну и Цветы. Это тот далекий и недоступный мир фантазий, который понятен барону, но не понятен большинству (телеведущая спрашивает, как он летал на Луну, и он отвечает, совершенно серьезно, что летал туда в своих галлюцинациях). Во втором акте, однако, все отрицательные герои оказываются на Лунной поверхности, в абсолютно пустынном пейзаже, а Земля видна уже издалека но это оказывается всего лишь декорацией к их шоу. В момент катарсиса Марта наблюдает лунное затмение. Свет горизонтальные полосы неона, полупрозрачные сетки, опускающиеся и поднимающиеся, все это создает ощущение гламурного образа жизни. Танец Марты на фоне неоновых полос в начале: экспрессивный, прекрасный, самоуверенный сводящий с ума, позже повторяется, но уже в более истеричной форме. Музыка Кажущаяся глупой, поверхностной песенка Софии Ротару становится сквозным мотивом действия. Придает ему легкость, театральность, ощущение нездешности, праздника и мечты. Это та эйфория, которая складывается из мельчайших деталей, а которые мы здесь препарируем как на анатомическом столе, и зря. Ведь есть облать незнаемого, которая должна ощущаться, как чудо. Потом оказывается, что песня выбрана неслучайно: она повторяет то, что больше всего любит главный герой: луну и цветы. Хореография. Марте танец заменяет язык. Это ее способ выражать себя. Действительно, танцуя так, она возносится до уровня богини. Костюмы. Свадебное платье Марты, сотканное из цветов, и заячьи ушки, — костюмеры спектакля действительно потрудились, и все это отвечает задумке: смело, неординарно, и воплощает творчество, фантазии и мечты героя. Цвет. Желтый — по исконно русской традиции, цвет сумасшествия. Это потому что стены психбольниц красили в желтый цвет, отсюда — желтый дом. Герой носит желтые носки, а на войну отправляется в шортах и желтых ботинках. Затем все отрицательные персонажи на репетиции открытия памятника барону с фанатичностью наряжаются с ног до головы в желтый цвет. Когда садовника не желают признавать герцогом, то он снимает с себя целую гору одежды, пока наконец не обнаруживаются те же желтые носки, как авторская подпись — свидетельство подлинности персонажа. Юмор. Конечно же, зал хохочет, когда со сцены звучит слово “Жопа”, хотя там уже с самого начала спектакля стояла реальная “жопа лошади”. Но есть и более тонкий юмор: Барон приносит священнику, откзавшемуся их венчать, индейку, а затем выливает суп ему на голову. Священник уходит, с ошметками брокколи на голове, но индейку уносит с собой, как честно заслуженное подношение. В целом, юмор в спектакле удачный, он работает в нужных местах, точечно разбавляя довольно напряженное действие, и не перебарщивая. Выстрел. По-чеховски значимым становится присутствие ружья в пьесе. Вначале герой учит Марту стрелять, затем собирается с этим ружьем на войну, и, в конечном итоге, стреляется из этого ружья сам, предусмотрительно убежав за пределы зала, чтобы не портить впечатление от спектакля действием, которое по самой природе хорошо не сыграть: самоубийством. И одновременно создает этим легенду: а умер ли в действительности Мюнхгаузен? А был ли он в самом деле? И зрителю остается самому ответить на этот вопрос. В итоге Это тот спектакль, а выходя с которого, становишься чуточку лучше, под впечатлением от всех этих неслучайных элементов, которые наслоившись, создают прекрасный и неповторимый узор, который надолго отпечатывается в душе. В конце нужно непременно встать с мест и танцевать вместе с актерами. А если вы этого почему-то не сделали, или в самом спектакле чего-то недопоняли, нужно сходить туда еще раз. БравоСпектакль арестован за красотуАбсолютный катарсис


Sergej Klimin(3 ноября 2023):

Великолепная постановка и блестящая актёрская работа. Тема актуальная, затрагивающая проблемы, знакомые любой стране в нашем безумном мире.


Антон Кочетков(5 января 2025):

Оригинальная трактовка классики. Смелый режиссёрский замысел, невероятное переплетение эпох. Впрочем, карикатура на одного из современных лидеров выглядит неуместной и несовременной. Чтобы придать постановке подлинно европейский дух, следовало бы, например, сделать судью африканского происхождения… Читать далее


Оксана Жаркова(10 марта 2025):

Надежды не оправдались.


Светлана(22 сентября 2024):

Казалось, после киноленты с созвездием знаменитостей ничего нового придумать невозможно. Но нет! Постановка удивила своей свежестью, нестандартностью и самобытностью. Испытала истинное наслаждение, браво создателям!


елена с.(23.09.2024 / 15:05):

Шли на спектакль с интересом и опасением одновременно. Уж больно хорош фильм Захарова, выучен наизусть цитатами))) Здесь режиссеру удалось практически невозможное - создать параллельное представление одной пьесы. Ни разу не было желания сравнить. Это параллельные миры. И спектакль неожиданно понравился! Актеры великолепны, мы больше половины репертуара пересмотрели в театре Комиссаржевской, таких оваций не было ни в одном спектакле (за исключением "Ночи Гельвера", но там совсем другое). Спектакль яркий, нестандартный. Не согласна, что на один раз.


#Спектакль#Вечером

Похожие события в Санкт-Петербурге: