
Спектакль «Блаженная Ксения. История любви»
Описание:
Премьера – 29 сентября 2018 года
Спектакль Валерия Фокина о Блаженной Ксении Петербургской, Святой и героине многих легенд «самого умышленного» города в мире, со дня своей премьеры (27 февраля 2009 года) стал одним из самых особых и значительных – как в контексте всего театрального Петербурга, так и в творческой биографии режиссера.
Именно здесь Фокин сценически переосмысливает давно занимающие его петербургские темы в свете душевного преображения маленького человека, борющегося с мороками несчастливой жизни, со страхами и страданиями.
Пьеса Вадима Леванова, ставшего уже классиком современной драматургии, обращена к истории реальной женщины, жившей в Петербурге в середине XVIII века, к судьбе Ксении Григорьевны Петровой, которая внезапно лишившись мужа, умершего без покаяния, решила подвигом самоотречения, приняв обличие покойного и продолжив его жизненный путь, отмолить его бессмертную душу.
Перед зрителями пройдет длинная череда людей, встретившихся на своем пути с Ксенией Блаженной в пору её земного бытия и ощутивших её близкое присутствие в самые тяжелые моменты петербургской истории в последующие века.
Спектакль идет без антракта.
Источник
Ближайшие даты:
-
14 Июня 2025г.
Суббота 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6 -
15 Июня 2025г.
Воскресенье 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6
Билеты:
Адрес:
Фотографии:









Отзывы о событии: Спектакль «Блаженная Ксения. История любви»
Написать отзывIrina Korsakova(9 марта 2009):
Если о спектакле не возникает ни единой мысли – говорит ли это о его слабости? О провале режиссуры или, быть может, сценарной основы? Идея о всепобеждающей любви, способной исцелить душу ближнего, прослеживается, но сомнительно, что постановщик сумел воплотить ее убедительно. Костюмы Оксаны Ярмольник вызывают недоумение – словно их достали из театральных архивов. Где же целостные художественные решения? Если вам хочется провести полтора часа, слушая крики и наблюдая на экране выдержки из Википедии (в первой части) – вам сюда. В противном случае лучше прочесть биографию Ксении Петербургской – это даст куда более ясное представление о ее судьбе.
Вероника(28 мая 2023):
Традиционная постановка в духе Фокина. Тем, кто знаком с житием Ксении Петербургской, будет близка и понятна.
Ксения Боровикова(27 мая 2025):
Постановка, видимо, рассчитана на искушенных ценителей искусства. Мне многое осталось неясным. Полуторачасовой хронометраж оптимален. Как ни парадоксально, публика бурно аплодировала до финального поклона.
Людмила(17 апреля 2025):
Сложный для восприятия, требует полной сосредоточенности. Дается нелегко, но актеры справляются блестяще – даже с такой непростой материей.
Светлана(04 ноября 2023):
Глубоко проникновенная постановка. Приехав в Петербург на отдых, я намеренно выбрала спектакль по теме. Для мужа и дочки это стало неожиданным прощальным подарком – он ошеломил и заставил задуматься о вечном. Благодарность актерскому составу!
Показать все отзывы
Наталья(03 марта 2025):
Постановка оставила противоречивые чувства. Несмотря на место в третьем ряду, разобрать реплики артистов было трудно. Эклектичное смешение исторических периодов, биографических деталей и эмоциональных переживаний персонажей создавало путаницу. Вероятно, нам не хватило художественного чутья, но сюжет показался переусложненным для рядового зрителя. Отдельного упоминания заслуживают впечатляющие спецэффекты. Театральное здание произвело приятное впечатление на первосессоров, а экспозиция старинных костюмов стала настоящим украшением вечера.
Ольга Антонова(10 апреля 2025):
Двойственное впечатление. Яркий старт сменился разочарованием в финале. Пестрое сочетание элементов: при достойной актерской игре временами терялась смысловая нить, а некоторые персонажи оставались загадкой. Безусловно, режиссерское видение требует уважения, однако лично я покидала зал в состоянии растерянности.
Наталия(03 марта 2023):
Посещение от 1 марта, центральные места в восьмом ряду партера. Во-первых, все исполнители кроме Ксении были отлично слышны - её речь звучала невнятно, с проблемами артикуляции. Во-вторых, протяженные однообразные речи, произнесенные монотонно и без эмоциональной окраски, воспринимались с трудом.
Роза Иванова(14 апреля 2025):
Абсолютная неслышимость, артисты бормочут себе под нос. Публика в недоумении - неужели технически невозможно организовать нормальное озвучивание? Ранее, находясь на балконе, пыталась посмотреть 'Преступление и наказание', но покинула зал спустя десять минут. В этот раз взяла билеты ближе - ситуация не изменилась. Создается впечатление, что исполнители плохо знакомы с текстом. Напрасная трата средств и времени. Больше ноги моей не будет в...
Наталья(28 марта 2024):
Многогранная постановка, где гармонично переплетаются исторические эпохи и культурные традиции. Актерский ансамбль демонстрирует высочайшее мастерство.
demosfenich(1 марта 2009):
<div> <p>Несмотря на внешнюю эффектность, постановка оказывается столь же эфемерной, как мыльный пузырь. Талантливая режиссура и ряд поистине блестящих актерских исполнений не скрывают, а, напротив, подчеркивают кричащую пустоту содержания, которое по какой-то причине носит сугубо иллюстративный характер. Здесь нет и намека на драматическую основу: события не развиваются, персонажи остаются статичными.</p> <ul> <li>Гротескные грешники поочередно проходят через испытание страдальческим взором Ксении (великолепное моно артистки Лакобы), возникая из мрака и растворяясь в нем вновь.</li> <li>Остается неясным как воздействие этих встреч, так и истинная причина мук главной героини.</li> <li>Довольно туманной выглядит и связь с историческим будущим — здесь, вероятно, Фокин излишне сократил острые монтажные элементы первоисточника.</li> </ul> <p>В целом ощущается досада: после "Женитьбы" ожидалось и верилось в нечто куда более значительное, да и — будем честны — куда более актуальное для современности. Хотя, с другой стороны, возможно, у Фокина как раз это и вышло, пусть и непреднамеренно: ведь сложно найти более точную метафору для нашего растерянного времени, чем тот самый мыльный пузырь.</p> </div>
Оксана Васько(3 февраля 2019):
<div> <h4>"Ксения 2019": Почему постановка десятилетней давности вновь оказалась в афише</h4> <p>Ознакомившись с театральными рецензиями 2009 года, посвященными этому произведению, зритель, пришедший на "повторную премьеру", быстро осознаёт: принципиальных изменений в концепции не произошло. Единственное заметное отличие — частичное обновление актерского ансамбля. К ветеранам сцены — Николаю Мартону, Сергею Паршину и Галине Карелиной — присоединились новые лица: Анна Блинова, Николай Белин, Тимур Акшенцев и другие. Однако...</p> <ul> <li><strong>Свежие силы не оживили постановку</strong>. Ни драматургу Вадиму Леванову, ни постановщику Валерию Фокину вновь не удалось создать целостное повествование о судьбе Ксении Петербургской. История святой подаётся фрагментарно, и лишь к финалу полуторачасового действа зритель начинает понимать мотивы и поступки этой странной девушки в солдатской шинели, называвшей себя именем умершего супруга.</li> <li><strong>Проблемы художественной выразительности</strong>. Спектакль "Блаженная Ксения. История любви" производит блеклое впечатление. В нём отсутствуют: <ul> <li>Яркий драматический конфликт</li> <li>Глубоко проработанная личная трагедия</li> <li>Чёткая звуковая составляющая (актёры часто говорят шёпотом, повернувшись спиной или находясь в глубине сцены)</li> </ul> </li> </ul> <p>В результате у аудитории не возникает ни эмоционального вовлечения, ни искреннего сочувствия к главной героине. Особый диссонанс вызывает сцена с мальчиком-акробатом на самокате, размахивающим российским флагом под современную музыку. Этот "патриотический жест" кажется:</p> <ol> <li>Искусственным</li> <li>Неуместным</li> <li>Нарушающим меланхоличную атмосферу всего произведения</li> </ol> <p>Попытка соединить на одной сцене XVIII и XXI века оказалась неудачной. Для тех, кто действительно хочет узнать подробности жития святой Ксении, создатели спектакля прямо в начале действия рекомендуют... Википедию. Сам Фокин не считает нужным скрывать этот источник вдохновения.</p> </div>
Без имени(23.12.2023 / 16:34):
Достойный.интересный,серьезный спектакль! Сильные актеры как молодежь, так и именитые значительные лица AЛЕКСАНДРИНКИ! Отдельно хочу добавить ,что сам театр несмотря на грандиозную помпезность и высокий уровень сохраняет (по нынешнем меркам) довольно демократичные цены на билеты!
Марина(05 декабря 2022):
Это не просто зрелище, а глубокое художественное высказывание. Роскошная сценография. Полуторачасовая непрерывная действие переносит зрителя в атмосферу старого Петербурга с его сырыми каналами и промозглой погодой. Умелое совмещение двух исторических пластов создает эффект погружения. Тем, кто не знаком с житием Ксении Блаженной, рекомендую ознакомиться с её историей до визита в театр.
Nastja Verhalancova(25 ноября 2015):
Не скажу, что спектакль не понравился — скорее, его идея осталась для нас загадкой. Актеры играли прекрасно, но отдельные моменты казались запутанными. К тому же, даже в шестом ряду приходилось вслушиваться — что уж говорить о галерке? И еще: давайте проявлять уважение! Бабушки с леденцами, хватит шуршать обертками! А тем, кто кашляет, — оставайтесь дома, ваши бесконечные «кхе-кхе» и сморкания мешают всем! И выключайте телефоны!
Maryam_(4 марта 2010):
<div> <h3>Театральное откровение: между святостью и безумием</h3> <p>Охарактеризовать постановку можно всего одним словом — <strong>"мастерский"</strong>. Дополнить его стоит эпитетами <strong>"живописный"</strong> и <strong>"вызывающий"</strong>. Даже с верхних рядов главной сцены МХАТа, где детали лиц актёров терялись, открывался потрясающий обзор — каждая мизансцена была выверена до мелочей. Как полотна Рене Магритта, завершённые художественные образы сменяли друг друга, создавая единую визуальную симфонию. Здесь не было места хаосу: контрастные оттенки, отточенная пластика движений, безупречная композиция. Разве что музыкальный фрагмент в исполнении Димы Билана слегка выбивался из общей гармонии, но это, пожалуй, и есть тот самый элемент <strong>"вызова"</strong>.</p> <h4>Грань между святостью и безумием</h4> <ul> <li><strong>Многослойность восприятия:</strong> Режиссёрский замысел балансирует на грани, избегая однозначных трактовок. Кто-то увидит в Ксении клинический случай одержимости горем, другие — добровольный духовный подвиг, третьи — трагедию самопожертвования. Пространство для интерпретаций остаётся безграничным.</li> <li><strong>Смешение эпох и смыслов:</strong> Временные пласты переплетаются, а тема веры подаётся тактично, без навязывания позиции. Правда, в накалённой атмосфере спектакля анализировать происходящее почти невозможно — эмоции берут верх.</li> </ul> <h4>Главные темы: отчаяние и трансцендентность</h4> <p>С первых минут зрителя оглушает мощный эмоциональный удар. Застывшая в оцепенении героиня, отгороженная от зала стеной дождя, воплощает невыносимую боль. Её слёзы превращаются в стихии: воду, снег, лёд. Решение Ксении отказаться от мира вслед за погибшим супругом одновременно пугает и потрясает своей фатальностью. Последующие события — лишь долгий путь между этим выбором и финалом, наполненный:</p> <ul> <li>Встречами с миром живых — колоритными, но призрачными, будто увиденными <strong>"через тусклое стекло"</strong>.</li> <li>Яркими образами: юродивой соперницы, неожиданной любовницы покойного мужа, паломников нового времени, родных заключённых.</li> </ul> <h4>Одиночество перед лицом вечности</h4> <p>Героиню окружают люди, но её горе остаётся неприкосновенным. Оно пугает, завораживает, будоражит, но разделить его не способен никто. Единственная, кто по-настоящему близок Ксении, — её собственная Смерть, явившаяся в неожиданном облике (почему-то напоминающем агента Смита). Их финальный диалог — ещё один удар по чувствам зрителя.</p> <blockquote> <p>"Многие люди не хотят меня принимать, противятся мне", — произносит Смерть.</p> </blockquote> <p>Вся жизнь Ксении — путь к этому принятию. И когда она наконец достигает цели, сцена погружается во тьму, озарённую лишь слабым светом из-за кирпичной стены. Зал, доведённый до предела эмоций, взрывается аплодисментами, не выдержав и минуты тишины. А ведь именно в этой тишине — суть. Неважно, святость или болезнь, миф или правду вы увидели. Важно, что вам показали <strong>жизнь, смерть и чужую судьбу</strong> — без прикрас, без упрощений.</p> </div>
Владислав Ш.(5 мая 2025):
Остались разочарованы. Хаотичное действо, напоминающее сумасшедший дом. Проблемы со звуком и видимостью. Общее впечатление — уныние и тоска.
Наталья Быховская(2 апреля 2025):
Отправлялась в театр с радостью, предвкушая романтическую историю. Смотрела, затаив дыхание, но с каждой минутой тревога нарастала. Финал и выход артистов вызвали неожиданные эмоции. Сюжет психологически тяжел, к тому же временами было сложно разобрать слова и рассмотреть действие на сцене…