Спектакль «Блаженная Ксения. История любви»
Описание:
Премьера – 29 сентября 2018 года
Спектакль Валерия Фокина о Блаженной Ксении Петербургской, Святой и героине многих легенд «самого умышленного» города в мире, со дня своей премьеры (27 февраля 2009 года) стал одним из самых особых и значительных – как в контексте всего театрального Петербурга, так и в творческой биографии режиссера.
Именно здесь Фокин сценически переосмысливает давно занимающие его петербургские темы в свете душевного преображения маленького человека, борющегося с мороками несчастливой жизни, со страхами и страданиями.
Пьеса Вадима Леванова, ставшего уже классиком современной драматургии, обращена к истории реальной женщины, жившей в Петербурге в середине XVIII века, к судьбе Ксении Григорьевны Петровой, которая внезапно лишившись мужа, умершего без покаяния, решила подвигом самоотречения, приняв обличие покойного и продолжив его жизненный путь, отмолить его бессмертную душу.
Перед зрителями пройдет длинная череда людей, встретившихся на своем пути с Ксенией Блаженной в пору её земного бытия и ощутивших её близкое присутствие в самые тяжелые моменты петербургской истории в последующие века.
Спектакль идет без антракта.
Источник
Ближайшие даты:
-
10 Декабря 2025г.
Среда 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6 -
7 Января 2026г.
Среда 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6 -
29 Января 2026г.
Четверг 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6
Билеты:
Адрес:
Фотографии:









Отзывы о событии: Спектакль «Блаженная Ксения. История любви»
Написать отзывIrina Korsakova(9 марта 2009):
Если о спектакле не возникает ни единой мысли – говорит ли это о его слабости? О провале режиссуры или, быть может, сценарной основы? Идея о всепобеждающей любви, способной исцелить душу ближнего, прослеживается, но сомнительно, что постановщик сумел воплотить ее убедительно. Костюмы Оксаны Ярмольник вызывают недоумение – словно их достали из театральных архивов. Где же целостные художественные решения? Если вам хочется провести полтора часа, слушая крики и наблюдая на экране выдержки из Википедии (в первой части) – вам сюда. В противном случае лучше прочесть биографию Ксении Петербургской – это даст куда более ясное представление о ее судьбе.
Вероника(28 мая 2023):
Традиционная постановка в духе Фокина. Тем, кто знаком с житием Ксении Петербургской, будет близка и понятна.
Ксения Боровикова(27 мая 2025):
Постановка, видимо, рассчитана на искушенных ценителей искусства. Мне многое осталось неясным. Полуторачасовой хронометраж оптимален. Как ни парадоксально, публика бурно аплодировала до финального поклона.
Людмила(17 апреля 2025):
Сложный для восприятия, требует полной сосредоточенности. Дается нелегко, но актеры справляются блестяще – даже с такой непростой материей.
Егор(01 августа 2025):
Величайшая постановка на духовную тематику из всех, что мне довелось видеть! Исполнительница роли Ксении, несомненно, обладает глубокой верой — столь проникновенную игру невозможно создать искусственно. Непременно посетите этот спектакль в легендарной Александринке! Отложите все планы в Северной столице и отправляйтесь на этот вечер! Браво. Невероятное впечатление!
Показать все отзывы
Светлана(04 ноября 2023):
Глубоко проникновенная постановка. Приехав в Петербург на отдых, я намеренно выбрала спектакль по теме. Для мужа и дочки это стало неожиданным прощальным подарком – он ошеломил и заставил задуматься о вечном. Благодарность актерскому составу!
Наталья(03 марта 2025):
Постановка оставила противоречивые чувства. Несмотря на место в третьем ряду, разобрать реплики артистов было трудно. Эклектичное смешение исторических периодов, биографических деталей и эмоциональных переживаний персонажей создавало путаницу. Вероятно, нам не хватило художественного чутья, но сюжет показался переусложненным для рядового зрителя. Отдельного упоминания заслуживают впечатляющие спецэффекты. Театральное здание произвело приятное впечатление на первосессоров, а экспозиция старинных костюмов стала настоящим украшением вечера.
Анатолий С.(23 сентября 2025):
Потрясающе бездарная постановка. Создатели и постановщик явно не знакомы с житием Ксении Петербургской либо fundamentally не понимают его. Как можно прикасаться к образу святой с такой духовной нечистоплотностью? Зрители…
Ольга Антонова(10 апреля 2025):
Двойственное впечатление. Яркий старт сменился разочарованием в финале. Пестрое сочетание элементов: при достойной актерской игре временами терялась смысловая нить, а некоторые персонажи оставались загадкой. Безусловно, режиссерское видение требует уважения, однако лично я покидала зал в состоянии растерянности.
Наталия(03 марта 2023):
Посещение от 1 марта, центральные места в восьмом ряду партера. Во-первых, все исполнители кроме Ксении были отлично слышны - её речь звучала невнятно, с проблемами артикуляции. Во-вторых, протяженные однообразные речи, произнесенные монотонно и без эмоциональной окраски, воспринимались с трудом.
Irina K.(9 марта 2009):
Можно ли считать отсутствие впечатлений от спектакля показателем его слабости? Результатом неудачной режиссуры или, быть может, несовершенного сценария? Идея постановки осталась для меня не до конца ясной. В основе лежит мысль о всепоглощающей силе любви, способной исцелить душу ближнего, однако возникают серьёзные сомнения, хватило ли у постановщика художественных приёмов, чтобы донести эту идею. Костюмы, созданные Оксаной Ярмольник, вызывают искреннее недоумение. Создаётся впечатление, что их попросту извлекли из старых театральных хранилищ. Где же тщательно выверенные стилистические решения? Если вы готовы посвятить полтора часа пронзительным крикам и чтению текста из Википедии, проецируемого на экран в начале действия — тогда вам сюда. В противном случае — лучше ознакомиться с жизнеописанием Ксении Петербургской по другим источникам, которые, полагаю, дадут более полное представление о её личности.
Роза Иванова(14 апреля 2025):
Абсолютная неслышимость, артисты бормочут себе под нос. Публика в недоумении - неужели технически невозможно организовать нормальное озвучивание? Ранее, находясь на балконе, пыталась посмотреть 'Преступление и наказание', но покинула зал спустя десять минут. В этот раз взяла билеты ближе - ситуация не изменилась. Создается впечатление, что исполнители плохо знакомы с текстом. Напрасная трата средств и времени. Больше ноги моей не будет в...
Наталья(28 марта 2024):
Многогранная постановка, где гармонично переплетаются исторические эпохи и культурные традиции. Актерский ансамбль демонстрирует высочайшее мастерство.
demosfenich(1 марта 2009):
<div> <p>Несмотря на внешнюю эффектность, постановка оказывается столь же эфемерной, как мыльный пузырь. Талантливая режиссура и ряд поистине блестящих актерских исполнений не скрывают, а, напротив, подчеркивают кричащую пустоту содержания, которое по какой-то причине носит сугубо иллюстративный характер. Здесь нет и намека на драматическую основу: события не развиваются, персонажи остаются статичными.</p> <ul> <li>Гротескные грешники поочередно проходят через испытание страдальческим взором Ксении (великолепное моно артистки Лакобы), возникая из мрака и растворяясь в нем вновь.</li> <li>Остается неясным как воздействие этих встреч, так и истинная причина мук главной героини.</li> <li>Довольно туманной выглядит и связь с историческим будущим — здесь, вероятно, Фокин излишне сократил острые монтажные элементы первоисточника.</li> </ul> <p>В целом ощущается досада: после "Женитьбы" ожидалось и верилось в нечто куда более значительное, да и — будем честны — куда более актуальное для современности. Хотя, с другой стороны, возможно, у Фокина как раз это и вышло, пусть и непреднамеренно: ведь сложно найти более точную метафору для нашего растерянного времени, чем тот самый мыльный пузырь.</p> </div>
Оксана В.(3 февраля 2019):
<div> <h4>"Ксения 2019": Почему постановка десятилетней давности вновь оказалась в афише</h4> <p>Ознакомившись с театральными рецензиями 2009 года, посвященными этому произведению, зритель, пришедший на "повторную премьеру", быстро осознаёт: принципиальных изменений в концепции не произошло. Единственное заметное отличие — частичное обновление актерского ансамбля. К ветеранам сцены — Николаю Мартону, Сергею Паршину и Галине Карелиной — присоединились новые лица: Анна Блинова, Николай Белин, Тимур Акшенцев и другие. Однако...</p> <ul> <li><strong>Свежие силы не оживили постановку</strong>. Ни драматургу Вадиму Леванову, ни постановщику Валерию Фокину вновь не удалось создать целостное повествование о судьбе Ксении Петербургской. История святой подаётся фрагментарно, и лишь к финалу полуторачасового действа зритель начинает понимать мотивы и поступки этой странной девушки в солдатской шинели, называвшей себя именем умершего супруга.</li> <li><strong>Проблемы художественной выразительности</strong>. Спектакль "Блаженная Ксения. История любви" производит блеклое впечатление. В нём отсутствуют: <ul> <li>Яркий драматический конфликт</li> <li>Глубоко проработанная личная трагедия</li> <li>Чёткая звуковая составляющая (актёры часто говорят шёпотом, повернувшись спиной или находясь в глубине сцены)</li> </ul> </li> </ul> <p>В результате у аудитории не возникает ни эмоционального вовлечения, ни искреннего сочувствия к главной героине. Особый диссонанс вызывает сцена с мальчиком-акробатом на самокате, размахивающим российским флагом под современную музыку. Этот "патриотический жест" кажется:</p> <ol> <li>Искусственным</li> <li>Неуместным</li> <li>Нарушающим меланхоличную атмосферу всего произведения</li> </ol> <p>Попытка соединить на одной сцене XVIII и XXI века оказалась неудачной. Для тех, кто действительно хочет узнать подробности жития святой Ксении, создатели спектакля прямо в начале действия рекомендуют... Википедию. Сам Фокин не считает нужным скрывать этот источник вдохновения.</p> </div>
Владислав Шпартко(5 мая 2025):
Остался совершенно недоволен. Напоминало сумасшедший дом. Возникали проблемы с аудиовосприятием и обзором. Царила удручающая и монотонная атмосфера.
Оксана Васько(3 февраля 2019):
<div> <h4>"Ксения 2019": Почему постановка десятилетней давности вновь оказалась в афише</h4> <p>Ознакомившись с театральными рецензиями 2009 года, посвященными этому произведению, зритель, пришедший на "повторную премьеру", быстро осознаёт: принципиальных изменений в концепции не произошло. Единственное заметное отличие — частичное обновление актерского ансамбля. К ветеранам сцены — Николаю Мартону, Сергею Паршину и Галине Карелиной — присоединились новые лица: Анна Блинова, Николай Белин, Тимур Акшенцев и другие. Однако...</p> <ul> <li><strong>Свежие силы не оживили постановку</strong>. Ни драматургу Вадиму Леванову, ни постановщику Валерию Фокину вновь не удалось создать целостное повествование о судьбе Ксении Петербургской. История святой подаётся фрагментарно, и лишь к финалу полуторачасового действа зритель начинает понимать мотивы и поступки этой странной девушки в солдатской шинели, называвшей себя именем умершего супруга.</li> <li><strong>Проблемы художественной выразительности</strong>. Спектакль "Блаженная Ксения. История любви" производит блеклое впечатление. В нём отсутствуют: <ul> <li>Яркий драматический конфликт</li> <li>Глубоко проработанная личная трагедия</li> <li>Чёткая звуковая составляющая (актёры часто говорят шёпотом, повернувшись спиной или находясь в глубине сцены)</li> </ul> </li> </ul> <p>В результате у аудитории не возникает ни эмоционального вовлечения, ни искреннего сочувствия к главной героине. Особый диссонанс вызывает сцена с мальчиком-акробатом на самокате, размахивающим российским флагом под современную музыку. Этот "патриотический жест" кажется:</p> <ol> <li>Искусственным</li> <li>Неуместным</li> <li>Нарушающим меланхоличную атмосферу всего произведения</li> </ol> <p>Попытка соединить на одной сцене XVIII и XXI века оказалась неудачной. Для тех, кто действительно хочет узнать подробности жития святой Ксении, создатели спектакля прямо в начале действия рекомендуют... Википедию. Сам Фокин не считает нужным скрывать этот источник вдохновения.</p> </div>
Без имени(23.12.2023 / 16:34):
Достойный.интересный,серьезный спектакль! Сильные актеры как молодежь, так и именитые значительные лица AЛЕКСАНДРИНКИ! Отдельно хочу добавить ,что сам театр несмотря на грандиозную помпезность и высокий уровень сохраняет (по нынешнем меркам) довольно демократичные цены на билеты!
Марина(05 декабря 2022):
Это не просто зрелище, а глубокое художественное высказывание. Роскошная сценография. Полуторачасовая непрерывная действие переносит зрителя в атмосферу старого Петербурга с его сырыми каналами и промозглой погодой. Умелое совмещение двух исторических пластов создает эффект погружения. Тем, кто не знаком с житием Ксении Блаженной, рекомендую ознакомиться с её историей до визита в театр.
Nastja Verhalancova(25 ноября 2015):
Не скажу, что спектакль не понравился — скорее, его идея осталась для нас загадкой. Актеры играли прекрасно, но отдельные моменты казались запутанными. К тому же, даже в шестом ряду приходилось вслушиваться — что уж говорить о галерке? И еще: давайте проявлять уважение! Бабушки с леденцами, хватит шуршать обертками! А тем, кто кашляет, — оставайтесь дома, ваши бесконечные «кхе-кхе» и сморкания мешают всем! И выключайте телефоны!
Maryam_(4 марта 2010):
<div> <h3>Театральное откровение: между святостью и безумием</h3> <p>Охарактеризовать постановку можно всего одним словом — <strong>"мастерский"</strong>. Дополнить его стоит эпитетами <strong>"живописный"</strong> и <strong>"вызывающий"</strong>. Даже с верхних рядов главной сцены МХАТа, где детали лиц актёров терялись, открывался потрясающий обзор — каждая мизансцена была выверена до мелочей. Как полотна Рене Магритта, завершённые художественные образы сменяли друг друга, создавая единую визуальную симфонию. Здесь не было места хаосу: контрастные оттенки, отточенная пластика движений, безупречная композиция. Разве что музыкальный фрагмент в исполнении Димы Билана слегка выбивался из общей гармонии, но это, пожалуй, и есть тот самый элемент <strong>"вызова"</strong>.</p> <h4>Грань между святостью и безумием</h4> <ul> <li><strong>Многослойность восприятия:</strong> Режиссёрский замысел балансирует на грани, избегая однозначных трактовок. Кто-то увидит в Ксении клинический случай одержимости горем, другие — добровольный духовный подвиг, третьи — трагедию самопожертвования. Пространство для интерпретаций остаётся безграничным.</li> <li><strong>Смешение эпох и смыслов:</strong> Временные пласты переплетаются, а тема веры подаётся тактично, без навязывания позиции. Правда, в накалённой атмосфере спектакля анализировать происходящее почти невозможно — эмоции берут верх.</li> </ul> <h4>Главные темы: отчаяние и трансцендентность</h4> <p>С первых минут зрителя оглушает мощный эмоциональный удар. Застывшая в оцепенении героиня, отгороженная от зала стеной дождя, воплощает невыносимую боль. Её слёзы превращаются в стихии: воду, снег, лёд. Решение Ксении отказаться от мира вслед за погибшим супругом одновременно пугает и потрясает своей фатальностью. Последующие события — лишь долгий путь между этим выбором и финалом, наполненный:</p> <ul> <li>Встречами с миром живых — колоритными, но призрачными, будто увиденными <strong>"через тусклое стекло"</strong>.</li> <li>Яркими образами: юродивой соперницы, неожиданной любовницы покойного мужа, паломников нового времени, родных заключённых.</li> </ul> <h4>Одиночество перед лицом вечности</h4> <p>Героиню окружают люди, но её горе остаётся неприкосновенным. Оно пугает, завораживает, будоражит, но разделить его не способен никто. Единственная, кто по-настоящему близок Ксении, — её собственная Смерть, явившаяся в неожиданном облике (почему-то напоминающем агента Смита). Их финальный диалог — ещё один удар по чувствам зрителя.</p> <blockquote> <p>"Многие люди не хотят меня принимать, противятся мне", — произносит Смерть.</p> </blockquote> <p>Вся жизнь Ксении — путь к этому принятию. И когда она наконец достигает цели, сцена погружается во тьму, озарённую лишь слабым светом из-за кирпичной стены. Зал, доведённый до предела эмоций, взрывается аплодисментами, не выдержав и минуты тишины. А ведь именно в этой тишине — суть. Неважно, святость или болезнь, миф или правду вы увидели. Важно, что вам показали <strong>жизнь, смерть и чужую судьбу</strong> — без прикрас, без упрощений.</p> </div>
Владислав Ш.(5 мая 2025):
Остались разочарованы. Хаотичное действо, напоминающее сумасшедший дом. Проблемы со звуком и видимостью. Общее впечатление — уныние и тоска.
Наталья Быховская(2 апреля 2025):
Отправлялась в театр с радостью, предвкушая романтическую историю. Смотрела, затаив дыхание, но с каждой минутой тревога нарастала. Финал и выход артистов вызвали неожиданные эмоции. Сюжет психологически тяжел, к тому же временами было сложно разобрать слова и рассмотреть действие на сцене…
Алёна Гмызина(2 июля 2025):
Спектакль произвел на меня приятное впечатление, особенно мастерская игра ведущей актрисы. Мало была знакома с историей Ксении, оказавшейся невероятно profound и проникновенной. Любопытная...
