Спектакль «Чук и Гек» Александринский театр~ Новая сцена на наб.Фонтанки
18+

Спектакль «Чук и Гек»

Описание:

По мотивам произведений Аркадия Гайдара

Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2016/2017 в номинации «Драма/ Спектакль малой формы»

В основе драматургии спектакля — рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек», дневники писателя и документальные свидетельства тех, кто был репрессирован и прошел через сталинские лагеря.

Все материалы были собраны и записаны драматургами проекта Андреем Совлачковым и Алиной Шклярской. Режиссёр вводит рассказ Гайдара в контекст эпохи — века-волкодава, когда, по словам Анны Ахматовой, «улыбался только мертвый, спокойствию рад».

Зрители становятся свидетелями двух историй: истории про братьев Чука и Гека, которые едут с мамой на поезде к папе в Сибирь, в далекую экспедицию; и истории тех, кто оказался в Сибири вовсе не по собственной воле, ехал туда не в купе, а в теплушках, тех, кого унижали и мучали.

В спектакле звучат воспоминания и документальные свидетельства Дмитрия Быстролетова, Евгения Весника, Хавы Волович, Ивана Гайдука, Евгении Гинзбург, Елены Глинки, Вацлава Дворжецкого, Георгия Жженова, Антона Матухнова, Жореса и Роя Медведевых, Агнессы Мироновой-Король, Нинель Мониковской, Тамары Петкевич, Льва Полака, Льва Разгона, Марии Сандрацкой, Юрия Трифонова-Репина.

Премьера — 11 марта 2017 года
Продолжительность 1 час 40 минут без авнтракта.

Источник

Ближайшие даты:

  • 12 Сентября 2025г.

    Пятница 19:30
  • 13 Сентября 2025г.

    Суббота 19:30

Билеты:

от 4000

tikets_ticketland.ruМы не смогли найти билеты у этого билетного оператораtikets_afisha.rutikets_kassir.ruМы не смогли найти билеты у этого билетного оператораtikets_afisha.yandex.ru

Адрес:

Александринский театр~ Новая сцена на наб.Фонтанки


Все события по этому адресу

Тип карты

Фотографии:

image 0image 1image 2image 3image 4image 5image 6image 7image 8

Отзывы о событии: Спектакль «Чук и Гек»

Написать отзыв

ольга b.(2017-08-26 12:07):

Совершенно потрясающий спектакль! Настолько очевидно, что пока эти преступления не будут восприниматься именно как преступления, а не как побочный продукт великих свершений, общество останется слепым. После спектакля прочитала воспоминания Мироновой-Король (именно ее монологов в спектакле очень много), конечно, они объемнее, чем на сцене, и ещё страшнее. Подростков надо приводить на этот спектакль, хотя ценз стоит 18+


георгий ц.(2018-04-02 19:10):

Блистательно!


Елена Самукова(2 мая 2017):

<div> <h3>Глубинные корни человеческой природы</h3> <p>Как метко заметил Эрих Фромм, «мы все разбужены Буддой, мы все распяты вместе с Христом и мы все убиты и обездолены Чингисханом, Сталиным и Гитлером». В этих словах — суть нашей общей истории, где свет и тьма переплетаются в вечном противостоянии. Погружаясь в атмосферу театральной постановки, зритель будто переносится на суд над преступлениями против человечности, только на этот раз в центре осуждения — не нацистская Германия, а сталинская эпоха.</p> <h3>Скрытые смыслы и аллегории</h3> <ul> <li>Повесть Аркадия Гайдара, созданная в 1939 году, внешне описывает путешествие детей к отцу-геологу в Сибирь. Однако за этим сюжетом угадывается горькая правда о репрессиях, этапировании и сломанных судьбах.</li> <li>Талант актеров оживляет образы людей того времени, заставляя зрителя сопереживать их страданиям.</li> <li>Свидетельства узников и признания работников НКВД раскрывают чудовищные механизмы дегуманизации общества.</li> </ul> <h3>Борьба за выживание и человеческое достоинство</h3> <p>В условиях тотального давления инстинкт самосохранения проявлялся по-разному: одни находили в себе силы сохранить моральные принципы, другие превращались в орудие системы. Как в дикой природе, выживали наиболее стойкие — те, кто мог адаптироваться, не теряя внутреннего стержня. Порой опорой становились мелочи: крючок от старой обуви или самодельный зонт, символизирующие сопротивление отчаянию.</p> <h3>Эхо прошлого в личных историях</h3> <p>Эти трагические страницы — не просто сухие факты из учебников. Мы кровно связаны с теми, кто пережил те годы, и их опыт неизбежно отражается на нас. Воспоминания деда о поездке в Сибирь в 50-х годах, напоминающей сюжет «Чука и Гека», казались мне светлым эпизодом. Но за ними скрывалась драма: двадцать лет разлуки с братьями, отправленными в ссылку после раскулачивания. Кому-то в наследство достался страх, кому-то — слепая вера в «государственную необходимость», а кому-то — недоверие к власти.</p> <h3>Уроки, которые нельзя забывать</h3> <p>Хочется верить, что мрачные времена не вернутся, но риск повторения существует. История показывает, как легко разжечь ненависть и превратить ее в оружие. Она разъедает душу, ведет к саморазрушению — даже если не проявляется открыто. Возможно, именно травма гражданской войны повлияла на душевное здоровье Гайдара, отразившись в его творчестве: жестокий красноармеец и тонкий детский писатель существовали в нем одновременно.</p> <p>Игра Петра Семака и его размышления после спектакля раскрывают эту двойственность. На фоне ужасов прошлого добро кажется иллюзией — но это не так. Только любовь способна исцелить, вернуть веру в человечность и стать противоядием от ненависти.</p> </div>


елена с.(2017-03-31 13:44):

Спектакль - соединение беспощадных документальных свидетельств репрессированных и сотрудников НКВД с инсценировкой рассказа Аркадия Гайдара, превращенного в китч. Здесь китч неизбежен, поскольку детей играют взрослые актеры, но еще он необходим зрителям как успокаивающее средство при жутких откровениях жертв и их мучителей. Сюжет о поездке детей к отцу-геологу в Сибирь, сочиненный Гайдаром, воспринимается как иносказание о совершенно других страшных событиях. Спектакль – не только напоминание о прошлых событиях, он обращен в настоящее. Человек, превращающийся в оружие ненависти и войны – актуальный образ, созданный Петром Семаком. Тени прошлого далеко не ушли, к сожалению. Синдром гражданской войны сохранился у многих и передается по наследству, тем более, что и сейчас зачастую в определенных политических целях разжигается ненависть и война. Спектакль - прививка от озверения общества, возвращение к человечности.


Sergey(13 января 2018):

<div> <p>На днях довелось посетить премьерный показ постановки <strong>"Чук и Гек"</strong>, вдохновленной творчеством Аркадия Гайдара. На подмостках Александринского театра режиссер Михаил Патласов представил документальную драму, исследующую мрачные годы сталинского террора.</p> <h3>Особенности спектакля:</h3> <ul> <li>Повесть Гайдара становится основой, обрастая подлинными документами эпохи</li> <li>Личные дневники писателя переплетаются с воспоминаниями жертв репрессий</li> <li>Официальные выступления партийных лидеров создают жуткий контраст</li> </ul> <p>Постановка развивается подобно мастерски подготовленному спортсмену: начав с легкой разминки детских приключений, она постепенно набирает мощь, достигая кульминации в финале. Особый эффект создает видеопроекция - все сценическое действие дублируется на огромном экране, создавая эффект тройной реальности:</p> <ol> <li>Яркий сказочный мир литературных героев</li> <li>Травматичное историческое прошлое</li> <li>Живое настоящее, транслируемое здесь и сейчас</li> </ol> <blockquote> <p>После финальных аплодисментов не покидал единственный вопрос: почему эта тема вновь оказалась востребованной? Виртуозная актерская игра, безупречная режиссура, глубоко осмысленный материал - все это бесспорно. Но что заставляет нас вновь и вновь возвращаться к этой болезненной странице истории? Возросшая доступность архивных материалов? Или тревожные аналогии с современностью? Ответа я не нашел.</p> </blockquote> <p>Несмотря на философские вопросы, спектакль производит сильнейшее впечатление и однозначно рекомендован к просмотру. Особого восхищения заслуживают искусно выполненные миниатюрные декорации и завораживающий механический паровоз, движущийся словно по волшебству.</p> </div>


Показать все отзывы

Надежда(21 марта 2018):

Постановка поражает своей суровостью и глубиной. Решившись на просмотр, приготовьтесь к погружению в мрачные страницы истории, переданные через череду пугающих и откровенных сцен.


анастасия г.(2019-04-29 13:44):

Потрясающий спектакль! Оставил очень острое ощущение. Прекрасная режиссура и актерская игра. Браво! Давно не смотрели такой яркой постановки. Комок в горле стоит до сих пор от ужаса в воспоминаниях советских людей.


Irina Zueva(21 марта 2018):

Накануне посетила постановку, представленную в столице в рамках фестиваля «Золотая маска». Под впечатлением, которое сложно описать словами. Казалось бы, тема сталинских репрессий знакома по книгам и кино, но каждый раз, соприкасаясь с подобными документальными свидетельствами той эпохи, испытываешь леденящий душу ужас. В голове крутятся одни и те же вопросы: как? Как подобное могло произойти? Как люди вынесли эти муки? И главное – почему до сих пор находятся те, кто оправдывает Сталина? В основе спектакля – отрывки из воспоминаний и записей не только жертв, но и палачей: охранников лагерей, сотрудников НКВД… Актерам – бесконечное уважение. То, как они проживают каждый монолог, невозможно передать – это нужно видеть. Они пропустили через себя всю эту боль… Хочется верить, что эту постановку увидит как можно больше людей – возможно, тогда что-то сдвинется с мертвой точки.


Оксана Васько(9 января 2018):

<div> <p>С самого начала постановки "Чук и Гек" в режиссуре Михаила Патласова взгляды зрителей невольно притягивает массивная металлическая конструкция, нависающая прямо над головами. Она служит мрачным олицетворением лагерного заграждения, вселяя трепет в каждого, кто переступает порог театра. Люди замирают, будто загипнотизированные, их глаза расширяются от ужаса, словно перед ними разверзается бездна.</p> <p>Казалось бы, перед нами добрая история Аркадия Гайдара о двух братьях — Чуке и Геке, отправившихся с матерью к отцу-геологу, работавшему в сибирской экспедиции. Однако на фоне этого незамысловатого сюжета постепенно раскрывается трагедия целой эпохи — жестокие годы Великой Отечественной войны с ее:</p> <ul> <li>необоснованными арестами,</li> <li>предательскими доносами,</li> <li>вымученными признаниями,</li> <li>бессмысленными расстрелами.</li> </ul> <p>Созданная актерами праздничная атмосфера рождественского чуда медленно растворяется под напором леденящих душу свидетельств очевидцев. Простая рыба, завернутая в газету с изображением вождя, превращалась в тяжкое преступление, за которое человека ожидал каторжный труд в невыносимых условиях — якобы для "искупления" несуществующей вины.</p> <p>В пространстве тонут отчаянные вопросы невинно осужденных:</p> <blockquote> "А за что, я не знаю. Если бы знал — было бы легче",<br> "Получается, что меня за керосинку посадили",<br> "Мне на суде дали 20 лет за 20 минут",<br> "От чего я должна исправиться? От связи со своим мужем?" </blockquote> <p>Мы ступаем по земле, пропитанной кровью, иду сквозь кошмар истории, наивно веря, что подобное никогда не повторится. Но где гарантии? Кто понес ответственность за то, что родные убивали родных, а враг внешний оказался менее страшен, чем пытки собственной страны?</p> <p>Финальные слова Патласова, вышедшего на поклон с труппой, звучат как предостережение:</p> <blockquote> "Таким было наше прошлое, такое (оглядевши зал) — наше настоящее, а будущее выберем весной этого года" </blockquote> </div>


виктория д.(2017-03-14 12:00):

Спектакль на очень важную тему. Детская история, с которой знакомы многие, показана в реалиях исторического периода. Решение с "документальной" съемкой отличное. Персонажи есть и хорошие, и плохие, но никто не заслужил их судьбы. Личные истории актеров в конце спектакля оставляют тему открытой для обсуждений. И на самом деле сложно что-то говорить о спектакле. Он хорош, но это было похоже на драматическую лекцию по истории, и не все были готовы к такой пронзительной подаче.


#Спектакль#Вечером

Похожие события в Санкт-Петербурге: