
Спектакль «Гамлет»
Александринский театр
пл. Островского, 6
Описание:
Премьера – 16 апреля 2010 года
Трагический сюжет о принце Гамлете обладает удивительным свойством обретать свою актуальность в разные исторические времена, выражая тем самым квинтэссенцию социальных и сугубо личностных представлений и переживаний людей.
Пьеса, созданная Шекспиром более четырёх столетий назад, обрела в мировом театре массу интерпретаций и драматургических адаптаций, приспосабливающих, вписывающих её в контекст каждой конкретной эпохи. Трансформации и вариативность текста, различные интерпретационные подходы к переводам шекспировского оригинала, переделки и разработка отдельных мотивов классического сюжета лишь подчёркивают вечный универсальный смысл этого произведения.
Сценическая версия сюжета о Гамлете, созданная режиссёром Валерием Фокиным, использует и поэтические, и прозаические переводы шекспировской трагедии.
Специальную драматургическую адаптацию, проявляющую акценты сегодняшнего, актуализированного восприятия коллизий этой истории, создал драматург Вадим Леванов. В центре спектакля – выявление острых внутренних переживаний человека, обречённого жить в лживой, лицемерной атмосфере, где за глянцевым фасадом жизни скрывается преступная, амбициозная агрессивность эгоистических интересов. Трагедия Гамлета – это трагедия личности, вознамерившейся в одиночку взбунтоваться против лжи и преступления, но поглощенной пошлостью, бездуховностью и предательством.
Спектакль идет без антракта.
Источник
Ближайшие даты:
Ближайших дат нет
Билеты:
В данный момент мы не производим продажу билетов, а только собираем все интересные события вместе.
Купить билеты можно тут.
Перед покупкой билетов внимательно все проверьте. Мы стараемся следить за изменениями, но это не всегда возможно.
Адрес:
Отзывы о событии: Спектакль «Гамлет»
Написать отзывЮля Ухаботина(20 февраля 2012):
<div> <h3>Шекспировская классика в духе Фокина: смелые эксперименты или излишний эпатаж?</h3> <p>Казалось бы, рецепт успешной театральной постановки прост: взять знаменитую пьесу, вольно интерпретировать сюжет и добавить щедрую порцию провокационных шуток. Именно таким предстает «Гамлет» на сцене Александринского театра в постановке Фокина. Режиссер, известный своими эксцентричными решениями — от ледового катка в императорском театре до чиновников в пляжных нарядах, — на этот раз удивил даже искушенную публику.</p> <h4>Неоднозначные художественные решения:</h4> <ul> <li><strong>Гамлет (Дмитрий Лысенков)</strong> с кастрюлей вместо шлема и <strong>Офелия (Янина Лакоба)</strong> в ночном белье — образы, вызывающие скорее недоумение, чем сопереживание.</li> <li>Действие формально перенесено в современность, но шекспировские монологи странно сочетаются с просторечными фразами вроде «привет, чувак!».</li> <li>Костюмы лишены стилистического единства: то строгий классический ансамбль, то абсурдная кухонная утварь, то элементы исторических костюмов.</li> </ul> <p>Трагический принц Дании превращен здесь в комического персонажа, а сама пьеса — в фарс с элементами драмы. Сложно испытывать симпатию к герою, который мечется по сцене, словно шут, или беспробудно пьет с товарищами. Вместо многогранного образа зритель видит пародию, сравнимую разве что с бедным Йориком.</p> <h4>Сомнительный юмор и смысловые акценты</h4> <p>Если нестандартная трактовка шекспировского текста еще может быть оправдана поиском нового художественного языка, то обилие вульгарных шуток вызывает вопросы. Неужели без них невозможно было обойтись? Создается впечатление, что подобные сцены — например, где Гамлет фамильярно общается с придворной дамой или изображает пьяного — рассчитаны исключительно на дешевый смех. Увы, такой подход скорее унижает зрителя, чем обогащает восприятие.</p> <h4>Визуальные контрасты: от эпатажа до гениальности</h4> <p>Спектакль насыщен провокационными моментами: от девушек с овчарками до Горацио (Андрей Матюков) в образе современного подростка. Финал, где герой предстает в кедах, лишь подчеркивает стремление режиссера к метафорической «закольцованности». Однако подлинное впечатление производят декорации: грандиозная конструкция, напоминающая то ли трибуну, то ли строительные леса. По ней взбирается призрак в доспехах, убегает король и, конечно, скачет «мартышка-Гамлет» — настолько динамично, что у публики захватывает дух.</p> <p>В итоге остается восхищаться лишь сценографией. Все остальное — от кастрюли на голове до нарочитой грубости — выглядит как попытка шокировать любой ценой. Возникает вопрос: если произведение держится лишь на подобных приемах, стоит ли вообще бередить классику?</p> <blockquote>«Вроде как» — именно так можно охарактеризовать попытку Фокина соединить Шекспира с современностью.</blockquote> <p><em>Ю.М.</em></p> </div>
Nadya Kerimova(24 апреля 2010):
Прекрасная постановка. С первых минут увлекает зрителя. Особенно впечатляет игра Дмитрия Лысенкова. Правда, отсутствие перерыва и спёртый воздух в зале даются нелегко. Неудобные сиденья также омрачают впечатление от спектакля.
Andrey Alexandrov(10 января 2025):
Восхитительно! Первые реплики главного персонажа могут показаться странными, но разве мы не знали, на что идём, приобретая билеты? Лаконично, актуально, энергично... Даже юным зрителям, оказавшимся в роскошных интерьерах "по воле случая", нашлись забавные моменты…
Алексей Новиков(22 ноября 2010):
<div> <p>В минувшем году улицы Петербурга украшали лаконичные афиши Александринки, возвещающие о постановке «Гамлета». Желания имеют свойство осуществляться — и вот уже «Золотая маска» дарит зрителям Эмска спектакль Валерия Фокина. Однако не всё складывается идеально: Дмитрию Лысенкову куда органичнее удаются роли женихов и укротителей, нежели датских принцев. Виной тому не столько сам артист, искренне стремящийся к откровенности, сколько тот факт, что дух Гамлета может воплощаться куда убедительнее — взять хотя бы последнюю версию Остермайера.</p> <h3>Сценография и атмосфера</h3> <ul> <li>Художник Александр Боровский превращает пространство в утопический конструктивистский мир.</li> <li>Громадный стадион, развернутый в глубину сцены, становится фоном для основного действа.</li> <li>Центральные элементы — проходы, лестницы, закулисная зона, по которым то взмывают вверх, то стремительно спускаются герои.</li> </ul> <p>На подмостках царит парадоксальный симбиоз тоталитаризма и демократии, воплощенный в образах женщин в камуфляже со служебными собаками и неотличимых друг от друга Розенкранца с Гильденстерном. Именно они провоцируют у нерешительного Гамлета воображаемый диалог с отцовским призраком.</p> <h3>Контекст и подтекст</h3> <p>Как гласит шекспировская истина, весь мир — тюрьма. Дания же, пусть и избавленная от позорных судилищ с поркой олигархов и гибелью адвокатов без медпомощи, — наихудшая из камер. И пока у нас объявляют экстремистами художников-перформансистов (впрочем, это уже совсем иная тема), в спектакле наконец раскрывают причину гибели Офелии: она носит дитя наследника, до смерти утомленного ею. Гениально просто — невольно удивляешься, как такая мысль не пришла тебе раньше.</p> <blockquote> «У меня печень интеллектуала... вырабатывает недостаточно желчи»<br> «Вы бл*дство выдаете за наивность» </blockquote> <p>Эти остросоциальные реплики драматурга Вадима Леванова эффектно контрастируют с классическим текстом. Намеренное замедление ритма, дополненное игрой цветных огней, лишает действие динамики, но погружает в вневременное измерение. Впрочем, деконструкция шекспировского оригинала остаётся незавершённой — как будто режиссёр не решился довести замысел до логического финала.</p> </div>
Роман Бабалуев(7 февраля 2011):
Бессмыслица редкостного пошиба. Надерганные со всех сторон приёмы, не складывающиеся в единое целое, хаотичный поток абсурда. Действия Гамлета лишены логики, как и сама структура постановки. Почему события начинаются в современности, а затем переносятся в прошлое (судя по костюмам)? Конечно, сцену нужно чем-то заполнять, но разве не стоило придать этому хоть какой-то смысл? Зачем герой волочит за собой пандус, швыряет в яму чучело зажаренного поросёнка, откуда взялся человек в заячьем костюме? Вопросы остаются без ответов... Даже талантливая игра актёров, исполняющих роли Гамлета и Гертруды, не способна спасти этот кошмар. Разве могут артисты исправить то, что загубил бездарный режиссёр? Впрочем, чего ждать от постановки, где создатель демонстративно поворачивается к публике спиной?
Knivka(5 декабря 2024):
Я в восторге от спектакля. Всё продумано до мелочей: от замысла до оформления сцены и костюмов. Артисты демонстрируют высочайший уровень мастерства, ни капли не жалею о потраченном времени. Что касается отрицательных отзывов — на вкус и цвет товарищей нет. (Единственное, не хватало Тихона Жизневского...)
Елена Ковальская(11 ноября 2010):
<div> <h3>Претенденты на «Золотую маску»: гастроли Александринского театра</h3> <p>Три спектакля Александринского театра, представленные в прошлом сезоне — «Гамлет», «Изотов» и «Дядя Ваня» — вошли в число номинантов престижной премии «Золотая маска». Эти постановки отправятся в Москву задолго до начала фестиваля, а потому, вероятно, не будут показаны в его рамках. Данное обстоятельство могло бы придать гастролям особую значимость, хотя и не является определяющим.</p> <p>Далеко не каждый знаток театра сходу вспомнит, в честь кого назван первый императорский театр России. Однако любой, кто хотя бы отчасти интересуется современной театральной жизнью, без сомнений скажет: сегодня Александринка — ведущая сцена страны.</p> <h4>История и возрождение</h4> <ul> <li>В 2006 году художественный руководитель Валерий Фокин инициировал масштабную реконструкцию, чтобы вернуть театру облик эпохи его расцвета — середины XIX столетия.</li> <li>Два года спустя театр удостоился «Золотой маски» с формулировкой «За возрождение Александринского театра» — награда отметила не только архитектурные изменения, но и творческое обновление.</li> </ul> <p>Известный театральный критик Алексей Бартошевич вспоминал любопытный случай: в 1970-х годах в Ленинграде он увидел огромную очередь, выстроившуюся к Александринке. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что люди ждут билеты в БДТ Товстоногова — просто очередь оказалась настолько длинной, что протянулась от набережной Фонтанки до Невского проспекта. С тех пор, образно выражаясь, ситуация кардинально изменилась.</p> <h4>Современные постановки: творческий диапазон</h4> <p>Под руководством Фокина труппа, которую прежде считали едва ли не «мертвой», не просто обрела второе дыхание — она продемонстрировала поразительную многогранность:</p> <ul> <li>В «Дяде Ване» режиссера Андрея Щербана артисты мастерски балансируют между яркой театральностью и тонким психологизмом.</li> <li>Постановка «Гамлета» от самого Фокина требует от актеров безупречного воплощения сложной режиссерской концепции.</li> <li>В «Изотове» Андрея Могучего, где путешествие героя в Комарово превращается в философское странствие, игра актеров столь же изменчива, как и причудливый мир спектакля, сотканный из воспоминаний, реальности и грезов.</li> </ul> <p>К слову, о тайнах истории: супругу Николая I, в чье правление Карло Росси возводил здание театра (1832 год), звали Александрой Федоровной.</p> </div>
Пользователь Афиши №5163544(14 марта 2022):
Не тратьте время. Блестящие актёры, гениальная пьеса Шекспира... и что с ними сделали? Приправили пошлыми шуточками, сценами с кастрюлями на головах, жаргонизмами вроде "чувак", кепками, наушниками и ультрасовременными нарядами... По версии Фокина, это "осовременивание"... Любопытная у него трактовка нынешней эпохи. Три балла ставлю исключительно за игру актёров и световое оформление. Самому режиссёру — твёрдый "ноль". Как забыть этот кошмар?
Ирина Ч.(8 января 2025):
Кощунственное зрелище. Не думала, что в Александринке возможна подобная постановка!! Актёрская игра, режиссура, оформление — на нуле. Исполнитель главной роли кричит истерично, переигрывает, его скорбь по отцу и душевные терзания выглядят фальшиво. Издевательство над классикой.