
Спектакль «Холстомер»
Описание:
Инсценировка Руслана Кудашова по одноименной повести Л.Толстого
Жанр спектакля определен его создателями как «Хроника спасения одной души». Хроника предполагает определение и оценку многих нравственных ориентиров: Что способствует обретению души? Можно ли спасти то, чего нет? Что есть живое? Сосущее из жизни все, до чего могут дотянуться руки? Торжествующее клеймо «моё» на всем, что удалось отвоевать? Бесконечное удовлетворение трескающейся по швам плоти?
История Холстомера, которая будет представлена на сцене, поэтому история не столько о лошади, как о животном в мире людей, сколько о вообще существе живом в мире существ «разных», по очень «разному» наполняющих данную им форму существования. И суть трагической проблемы не в самой жестокости, с которой люди обращаются с живыми существами, а в отсутствии того органа, который эту жестокость мог бы идентифицировать, зеркально отобразив существо, именующее себя разумным.
Спектакль утверждает милосердие и духовность, недаром его предваряет эпиграф из Евангелия от Иоанна: «…если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». И это вселяет надежду.
Спектакль поставлен в 2008 г. Спектакль идет без антракта.
Каждый зритель, независимо от возраста, должен иметь билет.
Спектакль-лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (2007-2008) в номинации «лучшая мужская роль в театре кукол» – П.Васильев.
Источник
Ближайшие даты:
Событие проходило 6 Февраля 2025г. Предстоящие даты не анонсированы.
Билеты:
В данный момент мы не производим продажу билетов, а только собираем все интересные события вместе.
Купить билеты можно тут.
Перед покупкой билетов внимательно все проверьте. Мы стараемся следить за изменениями, но это не всегда возможно.
Адрес:
Фотографии:






Отзывы о событии: Спектакль «Холстомер»
Написать отзывЕгор Королёв(23 ноября 2009):
<div> <blockquote> «Мослаки и череп пустил в дело...» </blockquote> <p>Даже самый самолюбивый зритель, убеждённый в своей исключительности, не способен сохранить холодность при виде лошадки, превосходящей всех, но отвергаемой и осуждаемой окружающими. Её судьба трогает до глубины души, а к её недоброжелателям сложно испытывать гнев. Однако если бы постановка Кудашова «Холстомер» сводилась лишь к противостоянию «индивид и общество», вряд ли она заняла бы место среди ярчайших театральных работ города, по крайней мере, на мой взгляд.</p> <p>Расширить границы привычного сюжета позволили куклы. После Розовского и Товстоногова, кажется, никто не осмеливался взяться за эту историю, но БТК рискнул — и не прогадал. Пусть у Лебедева в роли Холстомера на подмостках БДТ были проникновенные глаза, но передать первые шаги жеребёнка с такой трогательной непосредственностью под силу лишь кукле.</p> <h3>Сила искусства: между детской простотой и взрослыми вопросами</h3> <ul> <li><strong>Эмоциональный удар:</strong> наивное обаяние спектакля пронзает сердца взрослых, оставляя ком в горле — не только из-за сострадания к Холстомеру, но и из-за внезапно возникших экзистенциальных терзаний.</li> <li><strong>Главный вопрос:</strong> ради чего существует человек? Пустят ли его в рай, если он того пожелает? Что ответит себе на закате дней, оглядываясь назад?</li> <li><strong>Ответ Кудашова:</strong> следуя за Толстым, режиссёр даёт нам урок — как стоит проживать жизнь, какие слова нести в сердце, а от каких лучше отказаться.</li> </ul> <p>Театр здесь становится наставником, что в наши дни большая редкость. После «Холстомера» возникает искреннее желание измениться к лучшему. И, что удивительно, это действительно происходит.</p> <h3>Отдельные аплодисменты</h3> <p>Нельзя не отметить:</p> <ul> <li>✧ <strong>Сценография:</strong> Андрей Запорожский</li> <li>✧ <strong>Музыка:</strong> Владимир Бычковский</li> <li>✧ <strong>Свет:</strong> Денис Солнцев</li> <li>✧ <strong>Актёрский ансамбль:</strong> безупречен</li> </ul> <p> <strong>Совет:</strong> это камерная постановка — выбирайте места в партере. БТК по-прежнему предлагает билеты в первый ряд за 300 рублей, что для театра такого уровня более чем справедливо. И это лишь подтверждает его статус одного из ведущих театров города. </p> </div>
егор королёв(2012-01-20 15:10):
Детское обаяние спектакля бьет напрямую во взрослого зрителя: ком в горле стоит не только потому что жалко Холстомера, но и потому что вопрос появляется для себя: ради чего жить-то? Если хочется в рай – то пустят ли туда? Если в конце жизни сам спросишь себя о счастье, будет ли готов ответ? Кудашов и отвечает. Заодно вслед Толстому поучая: как жить, с какими словами жить, а без каких можно и обойтись. Театр учит жить и такое редкое ныне в театре воспитание воспринимается как должное: после «Холстомера» хочется стать лучше. И даже становится.
светлана(2010-05-01 23:18):
Шикарно. Не могу передать все чувства. Очень понравилось. Куклы очень человечные, полюбила с первого взгляда. Замечательные актеры. За 1 час переживаешь больше, чем за три часа в другом театре. Лучший спектакль который я увидела за последние 2 месяца еженедельных походов в театры Москвы и СПБ.
verrry(22 сентября 2024):
Зачаровывающая постановка и удивительный театр. Обожаю БТК за их умение творить чудеса на подмостках. Во время действия полностью стирается грань между сценой и залом, благодарю 💘
ирина(2014-01-16 01:25):
"Нет повести печальнее на свете....." Оказывается есть ещё печальнее и безнадёжнее. Ну это невозможно просто так посмотреть, и больше об этом не думать, и никогда не вспоминать. Выходишь после спектакля с одной мыслью: "Зачем человеку бог дал разум?" С животными понятно, они живут инстинктами, многие служат людям до конца своей жизни и даже после. Они не думают о том, зачем им это нужно, в отличии от людей. И что в итоге, спроси у человека: "Зачем ты живёшь? Зачем собираешь вокруг себя всё это? Зачем мучаешь кого-то?" - И всё это ради своего удовольствия и материального благосостояния - любой ценой, переступая через свою совесть. А что такое совесть? Скорее всего - это сострадание и 10 заповедей - возлюби ближнего своего, как самого себя; не убий, не навреди.....! Бог создал существо разумное - ЧЕЛОВЕКА, но совестью наделил далеко не всех. Нет в мире совершенства, и ты - ЧЕЛОВЕК - мучайся угрызениями своей совести, если она есть.
Показать все отзывы
vadima(15 января 2014):
"Нет повести печальнее на свете....." Оказывается есть ещё печальнее и безнадёжнее. Ну это невозможно просто так посмотреть, и больше об этом не думать, и никогда не вспоминать. Выходишь после спектакля с одной мыслью: "Зачем человеку бог дал разум?" С животными понятно, они живут инстинктами, многие служат людям до конца своей жизни и даже после. Они не думают о том, зачем им это нужно, в отличии от людей. И что в итоге, спроси у человека: "Зачем ты живёшь? Зачем собираешь вокруг себя всё это? Зачем мучаешь кого-то?" - И всё это ради своего удовольствия и материального благосостояния - любой ценой, переступая через свою совесть. А что такое совесть? Скорее всего - это сострадание и 10 заповедей - возлюби ближнего своего, как самого себя; не убий, не навреди.....! Бог создал существо разумное - ЧЕЛОВЕКА, но совестью наделил далеко не всех. Нет в мире совершенства, и ты - ЧЕЛОВЕК - мучайся угрызениями своей совести, если она есть.
bileter(2016-07-05 11:44):
Кукольный спектакль по произведению А.Толстого. В спектакле задействованы куклы и живые артисты. Очень пронзительная, берущая за душу история. Единственная постановка этого произведения в городе. Отличная возможность познакомить школьников и студентов с внепрограммным произведением Толстого. Уникальный формат действа. Так больше никто не ставит. Куклы выглядят живее многих людей. Сюжет берет за живое, некоторые зрители плачут.
Жанна Зарецкая(15 сентября 2008):
<div> <h3>Переосмысленная версия текста</h3> <p> Когда Иван Тургенев услышал, как Лев Толстой читает монолог несчастного пегого мерина из повести «Холстомер», он не удержался от реплики: «В прошлой жизни вы, граф, вероятно, были лошадью». Без этого почти мистического сходства между автором и его героем, идея о природном благородстве зверей и изначальной порочности человека, лежащая в основе «истории лошади», могла бы показаться совершенной нелепицей. </p> <p> Обратившись к «Холстомеру», легендарный советский постановщик Георгий Товстоногов превратил подмостки БДТ в подобие конюшни, создав спектакль о нестерпимой жестокости мира ко всякому, кто выделяется из толпы. Эта работа вошла в анналы театрального искусства, став эталонной. </p> <h4>Современное прочтение: между традицией и новаторством</h4> <ul> <li> Нынешний худрук БТК Руслан Кудашов не стремится ни к полемике с литературным классиком, ни к продолжению театральных дискуссий прошлого. У него собственный замысел — возможно, несколько нарочитый, но выношенный в муках творчества. </li> <li> Его режиссерский почерк отличается деликатностью, отсутствием давления на зрителя и тонкой иронией. Немалую роль здесь играет соавторство с художниками Алевтиной Торик и Андреем Запорожским. </li> </ul> <p> Главный герой — старый мерин, целый час размышляющий о своих мучениях, — напоминает хемуля из произведений Туве Янссон. Белая кобыла-мать представлена лишь головой, которая, вместо того чтобы наблюдать за жеребенком, повернута в сторону, откуда слышится зов жеребца. Людей-мучителей, кастрирующих, истязающих и в конце концов убивающих лошадь, на сцене нет — только их одежда: военные мундиры, кружевные пеньюары, кучерские сюртуки, которые говорят человеческими голосами. </p> <h4>Визуальная метафоричность и режиссерские приемы</h4> <p> Кудашов выдерживает единую стилистику: у страдающего животного — огромные, словно на иконе, глаза, подобные тем, что были у ангела в «Невском проспекте» (за эту работу он, кстати, удостоился двух «Золотых масок»). Кажется, вот-вот за спиной Холстомера проступят крылья. </p> <p> Режиссеру важно, чтобы зритель проникся симпатией хотя бы к одному из персонажей — иначе вместо взрослого спектакля получится подростковый хоррор, как случилось с «Вием» в том же БТК. </p> <p> Большая сцена Кудашову не вполне подходит: стоит ему, как в прошлой премьере — новогоднем «Щелкунчике», — попытаться занять все пространство, и целостность постановки рассыпается на отдельные эффектные, но разрозненные эпизоды. В «Холстомере» этой проблемы удалось избежать: ключевые события разворачиваются в крошечном сарае, размером с уборную. То это конюшня, то, стоит добавить ось и колеса, — телега. </p> <h4>Люди vs. куклы: кто более жив?</h4> <p> Слабое место у Кудашова, как и у Толстого, — человеческие персонажи. В прологе трое в безупречно выглаженных рубахах преграждают путь четвертому (воплощающему, очевидно, душу забитого мерина) к распахнутым дверям и свету. А в финале, после истории о кротких страданиях и жертвенности, те же люди заманивают его в свой «рай» с напором агитбригады. </p> <p> Ирония в том, что куклы здесь кажутся одухотворенными, а живые актеры — безжизненными марионетками в худшем смысле этого слова. </p> </div>
татьяна л.(2017-02-06 11:33):
Потрясающий спектакль. В конце не возможно удержатсья от слез и еще на протяжении нескольких дней размышляешь над увиденным.
елена(2013-02-21 10:27):
Понравилось всем. Обаятельные куклы, хорошая игра. Кто-то даже прослезился.