
Спектакль «Лавр»
Описание:
«Лавр» – это история средневекового врача Арсения, который, путешествуя по миру, ищет ответы на вопросы об истории человечества и о поиске индивидуального пути. О конце света – личном и всеобщем. О том, можно ли отдать свою жизнь за другого человека.
Евгений Водолазкин говорит, что хотел написать историю о добром человеке, о диалоге человека с Богом. И оказалось, что для такой истории нужна дистанция – чем больше, тем лучше. Например, взглянуть из современности – на Средневековье. Или из Средневековья – в сегодняшний день.
Спектакль «Театра на Литейном» пытается сохранить мерцающую природу романа, где сквозь одно время просвечивает другое, где юродивые и посадники идут по показавшимся из-под талого снега пластиковым бутылкам на будущую Комсомольскую площадь.
Борис Павлович, режиссёр спектакля: «Для того чтобы остановиться на бегу и оглядеться по сторонам, нужна определённая отвага. Чтобы узнать другого – надо забыть о себе. Чтобы услышать – надо замолчать. Взглянуть в светящееся окно первого этажа, подумать о людях, которые там живут, и прислушаться к музыке, которая оттуда доносится. Наш спектакль – попытка рассказать о себе, рассказывая историю другого. В спектакле нет четкого распределения ролей. Вряд ли кто-то из артистов рискнёт сказать: я сыграю святого. Но рассказать о нём, соотнести себя с тем, что такое человек в своём предельном воплощении – это, наверное, задача, достойная театра».
Премьера спектакля – 24 мая 2019 года
Инсценировка – Борис Павлович, Элина Петрова
Режиссёр – Борис Павлович
Художник-постановщик – Ольга Павлович
Композитор – Роман Столяр
Хормейстер – Анна Вишнякова
Художник по свету – Стас Свистунович
Спектакль идёт с антрактом.
В спектакле звучит ненормативная лексика.
Спектакль ведёт Ольга Белькович.
Фотографии Сергея Рыбежского
Источник
Ближайшие даты:
-
3 Августа 2025г.
Воскресенье 19:00 Театр «На Литейном»
Билеты:
Адрес:
Фотографии:
















Отзывы о событии: Спектакль «Лавр»
Написать отзывжанна(2019-12-24 11:22):
Спектакль знакомит с творчеством модного писателя Водолазкина, спектакль необычный, имеет несколько сюжетных линий, несколько времен, нет главного героя, его роль исполняют все по очереди актеры, даже не играют, а произносят текст. Спектакль "Лавр" драматический, нестандартный, сложно выстроенный, содержательный и глубокий, длинный по протяженности, несомненно интересный и производит впечатление. Много песнопения, использования старорусской речи, много загадок.
марина(2019-10-07 11:46):
Роман "Лавр", прославивший Евгения Водолазкина, в инсценировке режиссера Бориса Павловича, известного своими необычными театральными проектами с участием людей с ограниченными возможностями - "Квартира" (кстати, перешедшая на "бесквартирное" время), "Язык птиц"и "Не ЗРЯ" в БДТ. В этом спектакле три актера - люди с аутизмом. Спектакль дает возможность как бы перечитать роман, наиболее ярко высветив самые важные моменты. Найти логическую связь между эпохой Средневековья, временным пластом недавнего прошлого и сиюминутным ощущением. Задуматься о природе необычных возможностей целителя. Столь сложное для сцены произведение режиссер доносит до зрителя методом читки: даже не читки пьесы по ролям, такое модное сейчас, но чтения огромных кусков древнерусского текста, с хитрыми вставками цитат из будущего. Конечно, есть и игровой момент, однако "побыть" Лавром приходится практически всем актерам и актрисам. Своеобразный юмор, особенно в игре А. Кошкидько, снижает излишний пафос, особенно в финальной сцене. Неискушенному зрителю даже может показаться, что актеры не проигрывают реальный финал книги, а выражают свое мнение к происходящему в течение трех с лишним часов на сцене. "Сами мы ничего не поняли, ну вот еще бы полчасика, и вот тогда - может быть!". А вообще, конечно, низкий поклон режиссеру за бесстрашие и упорство в работе с людьми-аутистами.
Пользователь Афиши №5765446(10 ноября 2023):
<div> <h2>Разочарование театрального вечера</h2> <p>Этот спектакль стал для меня самым неудачным театральным опытом в жизни. Вместо ожидаемого действа зрителям предлагают нечто странное — формально это постановка, но в ней отсутствуют ключевые элементы драматического искусства.</p> <h3>Основные проблемы постановки:</h3> <ul> <li><strong>Отсутствие постоянных персонажей</strong> — центральный образ воплощают разные исполнители, причём слово "воплощают" здесь не совсем уместно</li> <li><strong>Формат аудиокниги</strong> — артисты не играют, а механически зачитывают авторский текст</li> <li><strong>Бессодержательность</strong> — значительная часть реплик не продвигает действие и могла бы быть удалена без ущерба для сюжета</li> </ul> <p>Восприятие усложняет манера исполнения: текст произносится настолько быстро, что за шумовыми эффектами и музыкальным сопровождением его практически невозможно разобрать. Ирония ситуации в том, что актёрская работа сама по себе достойна похвалы — тем обиднее наблюдать, как талант растрачивается на бессмысленные монологи.</p> <p>Особое сочувствие вызывают зрители, которые с наивной надеждой ждут от каждого нового эпизода хоть какого-то улучшения. Довести просмотр до финала — настоящее испытание терпения.</p> <p> <em>Удивительно, но оценка спектакля составляет 7.2 балла — эта цифра совершенно не соответствует единодушно негативным отзывам. Хочется верить, что театральное руководство и постановочная группа ознакомятся с этой критикой и сделают соответствующие выводы.</em> </p> </div>
елена(2019-06-05 16:05):
Мастерство и талант актёров, их перевоплощение В целом спектакль понравился.
юлия(2022-01-01 15:10):
Достаточно сложный для восприятия спектакль для зрителя пришедшего просто посмотреть. Спектакль заставляет следить не только за действием ,но и вникать в суть истории жизни средневекового врача Арсения ,т.к. на сцене главного героя исполняет не один актер и вся история, как бы рассказывается группой актеров. Спектакль не для отдыха ,а для напряженной работы мозга. Может быть немного затянут ,т.к. действие на сцене проходит плавно ,без динамики ,видимо такая задумка режиссера .
Показать все отзывы
АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВА(28 декабря 2023):
Роман Агеев, незнание текста роли — проявление неуважения к публике. Пришла на постановку, размышляя о приобретении книги… но теперь выбор очевиден — подобное читать не стану. Уважаемый режиссёр, стоя на ступенях и издавая непонятные звуки, вы отвлекаете зрителей от вашего же абсурдистского действа. Да, через движение вы пытались удержать внимание, но зачем? Спектакль можно было сделать короче и обойтись без антракта — слишком много времени уходит на бессмысленное хождение по залу. Пора задуматься о переменах. Роман Агеев импровизировал, путал слова… это пренебрежение к тем, кто купил билеты. Ушли в перерыве — больше не было сил смотреть.
Без имени(08.03.2024 / 15:47):
Эксклюзивная театральная экзотика! Погружаешься в увлекательное ритуальное состояние и познаешь неведомую эпоху Средневековой Руси (непаханая целина в искусстве ). Сам роман не читал шел с опаской не понять, но все прошло хорошо!
Сергей Карпов(26 августа 2019):
Полнейшая нелепица. Досидел до финала. Пусть я не театральный фанат, но подобного бреда ещё не видел. Жаль потраченных часов и средств. Досадно, когда под видом искусства преподносят бессмыслицу… Что это вообще было?
кира(2020-02-11 18:34):
Очень интересное и ,на мой взгляд,удачное мероприятие. Можно назвать этот спектакль читкой,но это не так.Это удивительное переливание ( как переливается радужные круги) ,переливание текста, звуков ,песен,движений,смысла, актеров. Это волновая история,которая случается от начала и до конца,она имеет объем,зритель находится в ней. Но самое невероятное,что созданный режиссером замысел,сотворенный для этого спектакля такой язык, оказывается вполне понятен зрителю . И зритель тоже начинает переливаться. А значит: стоило жить ! и работать -стоило! Это невероятно, еще один спектакль ,после которого в голову пришли слова про храм искусства, и как полагается в храме, с душою происходят чудеса!
расима(2019-06-10 09:50):
Выступают известные артисты т. на Литейном. Артисты смогли донести весь трагизм, всю сложность и в тоже время светлость и любовь произведения Евгения Водолазкина. Прекрасное музыкальное сопровождение, но наступает момент когда всё уже сказано, всё показано ,а действие не заканчивается и что же ещё могут сказать нам артисты,всё странно. Немного затянут. В общем понравилось.
елена(26.05.2024 / 10:25):
По произведению Е.Водолазкина. История повествует о средневековом лекаре Арсении., о том как он жил, путешествовал, спасал людей от чумы. А так же изучал мир и людей, искал ответы на разные вопросы. Спектакль очень специфичен, подача не классическая, присутствует нецензурная лексика. Воспринимается спектакль не обычно, для искушенного зрителя, если идти смотреть, то лучше немного подготовиться.
Без имени(04.10.2019 / 13:15):
Я попала на "Лавра" совершенно случайно, ничего не зная про роман и его автора, и осталась в полном восторге. Спектакль очень зрелищный, хотя действия в нём не так много, в основном слова, но произнесенные с глубоким чувством и смыслом. Фактически, это иллюстрированная аудиокнига. Актёры меняются ролями, действие переносится из одной эпохи в другую. За несколько часов перед глазами пролетает человеческая судьба от рождения до гробовой доски. Здесь всё, как в известной поговорке - "Жизнь прожить - не поле перейти". Очень понравилась работа художника по костюмам, да и вообще всё понравилось - сюжет, сценография, игра актеров. Спасибо всем создателям!
юлия(2019-06-14 09:51):
спектакль не понравился, книга непростая, на мой взгляд- абсолютно не театральная, читать было интересно, спектакль смотреть- нет, к тому в книге мат не присутствует , и зачем его использует артист Агеев - не очень понятно...это что, дань современности? считается, что это добавит зрелищности?
елена(2019-09-23 09:58):
Спектакль, действие которого одновременно происходит в средневековье и в наши дни, повествует о судьбе лекаря, испытывающего чувство вины из-за смерти невенчанной жены и родившегося мертвым их сына. Спектакль довольно сложный для восприятия, в связи с режиссерскими решениями, лучше предварительно прочитать произведение. История лекаря, потерявшего при родах жену и ребенка, потрясает до глубины души.
валентина(2021-05-13 13:29):
В этот раз обошлось без ярких впечатлений. Ни костюмов и декораций. Смысловая нагрузка для посвященных.
наталья(2019-06-11 09:37):
Современная проза.Интересно посмотреть виденее режиссера на это произведение.Но поставлено сложно и непонятно. Весьма спорный спектакль, для не читавших книгу- постановка будет полным бредом, присутствует ненормативная лексика( об этом было бы неплохо предупреждать или не употреблять матерных слов в постановке, тем более, что в книге этого нет, и кто придумал добавить мат в лексикон одному из главных героев в исполнении Романа Агеева-не очень понятно...
Sergey(13 июня 2019):
<div class="review"> <h3>Неожиданный визит в театр на Литейном</h3> <p>В минувшую пятницу судьба занесла меня в театр на Литейном — место, с которым у меня, увы, никогда не складывалось взаимопонимание. Все предыдущие постановки, которые мне довелось здесь увидеть, оставляли после себя чувство разочарования. На этот раз, отбросив предубеждения, я отправился на спектакль по роману Евгения Водолазкина <q>Лавр</q>. Книгу я, к своему стыду, не читал — и, как позже выяснилось, совершенно напрасно.</p> <h3>Необычная атмосфера перед началом</h3> <ul> <li>Зал был заполнен до отказа, причем большинство зрителей явно находились в состоянии восторженного ожидания.</li> <li>Создавалось впечатление, что я единственный, кто не знаком с творчеством Водолазкина.</li> <li>Сам автор присутствовал в зале, и по воле случая его автограф украсил книгу, которую я читал в ожидании начала.</li> </ul> <h3>Первые тревожные звоночки</h3> <p>Спектакль начался с десятиминутного перформанса: актеры молча появлялись и исчезали со сцены, замирая в странных позах и издавая невнятные звуки. Этот художественный прием остался для меня загадкой. Некоторые зрители, уловив настроение постановки, предпочли удалиться уже на этом этапе. После антракта зал заметно опустел, хотя основная часть аудитории все же осталась — видимо, преданные поклонники автора и те, кто привык доводить начатое до конца.</p> <h3>Особенности постановки</h3> <p>Сюжет нельзя было назвать непонятным, но форма подачи — четыре часа почти непрерывного художественного чтения с минимальной актерской игрой — давалась нелегко. В последнее время подобный формат почему-то стал встречаться все чаще. Из интересных решений:</p> <ul> <li>Главный герой (его имя постоянно менялось, пока не превратилось в того самого Лавра) не был закреплен за одним исполнителем — разные актеры по очереди воплощали образ Арсения-Лавра.</li> <li>Режиссер попытался показать переплетение эпох, смешивая сцены из жизни Христофора (деда Арсения в XV веке) с обитателями псковской советской квартиры.</li> </ul> <p>Это напомнило мне <q>Фонтан</q> Даррена Аронофски, только в театральной версии.</p> <h3>Итоговые впечатления</h3> <p>Первые предостережения оказались не напрасны — досидеть до финала стало настоящим испытанием. Сто раз пожалел, что в очередной раз нарушил собственное правило: <q>сначала книга, потом адаптация</q>. Из актерской игры выделил бы:</p> <ul> <li>Романа Агеева, запомнившегося мне по роли Менделя Крика в <q>Криках из Одессы</q></li> <li>Дарину Одинцову, во многом благодаря которой я и оказался на этом спектакле</li> </ul> </div>
елена(2019-06-17 09:56):
Спектакль по известному роману Евгения Водолазкина, поставленный молодым, но уже известным режиссером Борисом Павловичем. В спектакле заняты ведущие актеры Роман Агеев, Елена Ложкина, Татьяна Тузова и др. Очень понравилась игра актеров, прекрасные песнопения, которые исполняют сами актеры.
татьяна(2022-04-23 15:51):
Оригинальная и неожиданная постановка. Но, по-другому это не поставить. Рокировка артистов в начале первого действия. В роли Лавра (Арсения) побывали все артисты, задействованные в спектакле. Неожиданное появление в конце второго действия львиногривого шакала в доспехах древнеримского воина. В чём был посыл? Каждый может придумать версию этого явления.
ОЛЬГА ШТИНА(21 февраля 2024):
Стоит идти, только если чувствуете, что не в силах отказаться, или опасаетесь разочароваться в книге. Случайно попасть на этот спектакль — плохая идея. Книгу лучше прочесть заранее. И, простите, но и произведение, и постановка требуют определённого жизненного опыта. Это было трогательно, душевно, печально и с долей иронии. Не верилось, что к тексту можно что-то добавить, но вышло прекрасно. Обязательно вернусь и приведу всех, кто боится испортить впечатление от оригинала. P.S. Смотрела в Москве. Остаюсь верной малой родине)) Браво! Работа выше всяких похвал. Удивительно, как удалось вместить столько смысла в три часа — казалось, и пяти бы не хватило, но получилось!
лариса(2019-05-28 10:29):
Режиссёр, лауреат премии " Золотая маска", участие народных актёров., переплетение разных времён. Поймут не все.
галина(2019-06-13 11:26):
Это первая постановка на сцене романа - финалиста премии "Большая книга". Известный режиссер - экспериментатор - Борис Павлович. Это сложный спектакль. Автор - специалист по древнерусской литературе, сотрудник Пушкинского дома, ученик Дмитрия Лихачева. Сам роман многослойный, в тексте много философских категорий. Режиссер пробует чуть-чуть прикоснуться к некоторым моментам романа, рассматривая их как-бы под лупой. Постановка очень необычна. Нет распределения ролей. Артисты читают текст меняясь ролями, переходя от средневековой речи к современной. Свет в зале полностью не гаснет, артисты весь спектакль ходят по залу, звучит заунывная русская мелодия, навевающая тоскливую провинциальную тоску (действие происходит во Пскове в ХУ веке. Режиссер явно не хотел сделать зрителю красиво. Зритель растерян и недоумевает. В финале все артисты признаются, что ничего не поняли. Спектакль ценен тем, что он знакомит с романом тех, кто еще его не прочел.
людмила(2019-12-23 10:35):
Очень интересная тема. Философское размышление человека о смысле жизни. История о добром человеке, о диалоге человека с Богом. Прекрасная игра актеров. Спектакль заставляет задуматься о собственной жизни.
ольга(12.11.2023 / 16:37):
1. Прекрасный актерский состав сумел передать почти библейскую притчу понятным языком , не скучно и энергично. 2. Спектакль заставляет зрителя сопереживать и думать , то удивляясь встрече несхожих , но близких по духу людей, то смеясь над острыми шутками юродивых. 3. Режиссером очень тонко придумано- жизнь одного человека ( Лавра) изображают ( читают) по-переменно все актеры на сцене. Оригинально. Спектакль необычный с самого начала- актеры как будто подготавливают или знакомят зрителя с будущими персонажами, то входя на сцену, то опять удаляясь . Заунывная музыка свирелей- настраивает на протяженное повествование. Декорации самые неброские, но очень хорошо продуман задник сцены- меняется занавес- от неприметного звездного неба, до многокрасочной яркости Венецианских дворцов. Оригинален яркий и гротескный костюм Итальянского вельможи на фоне телогреек и безликих лохмотьев бедняков. Постоянное движение актеров на сцене и их рассказ завораживает. Замечательная постановка!
Без имени(24.03.2025 / 15:20):
Не могла даже представить, как можно поставить спектакль по произведению Е.Водолазкина. Книга мне очень понравилась. Поэтому захотелось посмотреть спектакль. Он превзошёл все мои ожидания: все вехи в повествовании были показаны на сцене. Ярко, оригинально, талантливо! Браво!