
Спектакль «Литургия «ZERO»
Описание:
Переложение для театра А. Завьялова и В. Фокина
В основу постановки легло одно из самых известных произведений Ф. М. Достоевского – роман «Игрок».
Достоевский – один из тех авторов, с которыми неразрывно связана творческая жизнь Валерия Фокина. Для Валерия Фокина обращение к одному из самых эффектных и острых произведений Достоевского, к «Игроку» не случайно. Логика творчества, логика артистической судьбы ведёт этого режиссёра к претворению на Александринской сцене самого, пожалуй, злободневного на сегодняшний день произведения Фёдора Михайловича Достоевского.
Тема игры, тема рулетки, порабощающей человека, заставляющей его изменить всему лучшему в себе самом становится ключевой для всего спектакля. Литургия «ZERO», истовое служение нулю, пустоте, фикции, неминуемо приводит к распаду человека как личности: об этом писал Достоевский в «Игроке» - одном из самых автобиографичных своих произведений и об этом же размышляет в своем спектакле Валерий Фокин.
Спектакль — лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» по итогам сезона 2012/2013 в номинации «Лучшая женская роль» (Народная артистка России Эра Зиганшина - Бабушка)
Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2012/2013 в номинации «Роль второго плана» (Народная артистка России Эра Зиганшина - Бабушка)
Премьера - 10 ноября 2012 года
Источник
Ближайшие даты:
Событие проходило 7 Июня 2025г. Предстоящие даты не анонсированы.
Билеты:
В данный момент мы не производим продажу билетов, а только собираем все интересные события вместе.
Купить билеты можно тут.
Перед покупкой билетов внимательно все проверьте. Мы стараемся следить за изменениями, но это не всегда возможно.
Адрес:
Фотографии:












Отзывы о событии: Спектакль «Литургия «ZERO»
Написать отзывbileter(2016-06-29 10:53):
Спектакль на злободневную сегодня тему «игры в рулетку». Использована живая музыка (ансамбль из 5 музыкантов). Интересна сценография. Вращающиеся по кругу декорации. Понравилась игра Эры Зиганшиной и Антона Шагина.
марина(2018-10-05 14:15):
Очень интересная режиссура, не лишенная привязки к нашему времени. Своеобразная трактовка самых ярких сцен игры в рулетку - крупье возвышается над толпой играющих людей, оперным голосом поет "красное, черное, зеро", это звучит как приговор для проигравших. Здесь невольно вспоминается "Фауст" Гете. Все персонажи пьесы движутся по кругу, напоминающему поле рулетки. Постановка новаторская , очень энергичная и яркая. Спектакль яркий, новаторский, мистический. Блистательная игра Эры Зиганшиной (бабушка) - это украшение всего спектакля. Используются танцевальные и пластические элементы. Молодые актеры - Александр Поламишев и Александра Большакова играют очень страстно и эмоционально. Тема выбора человека своего пути в жизни очень актуальна и в наши дни.
Елена Самукова(28 февраля 2017):
Действие разворачивается, словно колесо рулетки, достигая апогея с появлением Бабушки в исполнении Эры Зиганшиной. Эта властная женщина подчиняет не только родню, но и весь зал, превратившийся в игорный дом. Азарт охватывает всех. Победа или крах? Когда на поклонах цветы вручили не Зиганшиной, а юной артистке, аплодисменты дрогнули. Её небольшая роль стала жемчужиной спектакля. После отъезда Бабушки наступает затишье, прерванное лишь второй кульминацией — любовным экстазом и триумфом Алексея Ивановича (блестящая игра Антона Шагина). Но даже долгожданный выигрыш оборачивается «литургией Zero». Финал — мальчик на велосипеде, напоминание о несбывшихся мечтах. Жизнь, прожитая зря.
Алиса Коновалова(25 февраля 2025):
Достойный спектакль с захватывающим сюжетом и изысканным оформлением.
Светлана Ивлева(23 января 2013):
<div> <h3>«Что я теперь? zero»</h3> <p>«Литургия zero» — сценическая интерпретация романа Достоевского «Игрок», повествующая о нравственном крахе юноши, утрате собственного «я» и тотальном подчинении души всепоглощающим порокам. Воплощенный Антоном Шагиным, молодым актером «Ленкома», Алексей Иванович предстает перед зрителем как опустошенная, безысходная личность, лишенная шанса на возрождение. Каждая деталь его облика — мешковатые, поношенные брюки, стоптанная обувь, босые ноги — подчеркивает полную деградацию. Воспаленный взгляд, нервные движения, отрывистые фразы — Шагин мастерски передает всю глубину отчаяния своего героя. Его персонаж напоминает живого мертвеца, у которого сохранились лишь жалкие отголоски прежних эмоций, а душа изъедена единственной всепоглощающей страстью — азартом. Если в оригинальном произведении падение Алексея Ивановича происходит постепенно, то здесь мы видим его на финальной стадии распада — сломленным и опустошенным.</p> <h3>Сценическое пространство и атмосфера</h3> <ul> <li>Оформление сцены сочетает в себе элементы городского пейзажа с питьевым фонтаном и казино, где жизнь вращается в бесконечной пляске чисел.</li> <li>Актеры появляются перед публикой на плетеных креслах, стилизованных под цифры рулетки.</li> <li>Каждый персонаж — лишь тень прежнего себя: несчастный, погрязший в пороках и лишенный надежды.</li> </ul> <h3>Персонажи: галерея утраченных душ</h3> <p>Генерал превращен в жалкую пародию на самого себя, губящую близких. Полина — «оса», терзающая всех вокруг, включая себя. Даже бабушка, поначалу кажущаяся единственным здравомыслящим человеком в этой среде, в итоге проигрывает все до последней копейки. Сцена ее отчаянной игры — один из самых напряженных моментов спектакля. Эра Зиганшина вопит «Ставь на zero!» с таким исступлением, что зрителям невольно хочется отвернуться или вызвать врача.</p> <h3>Классика в стенах Александринки</h3> <p>«Литургия zero» — еще одна попытка Александринского театра переосмыслить классику (что вполне закономерно для столь исторической площадки). Постановка выдержана в едином ключе, и лишь отдельные сцены — например, откровенный эпизод с мадмуазель Бланш или полное обнажение Полины — выбиваются из общей канвы. Героиня Александры Большаковой в финале проезжает по сцене обнаженной, символизируя окончательную утрату душевного баланса. Возможно, эти моменты излишне провокационны — ту же идею можно было передать менее прямолинейно. Однако режиссер остается верен тексту Достоевского, где подобные сцены присутствуют.</p> <h3>Единственный диссонанс</h3> <p>Единственный явный промах — трактовка образа де Грие в исполнении Тихона Жизневского. Француз представлен нелепым, почти клоунским персонажем, что вызывает недоумение: как такая личность могла завладеть не только состоянием генерала, но и сердцем Полины? Хотя Достоевский действительно иронизирует над слепым преклонением русских перед французами, подобная карикатурность выглядит чужеродно на фоне остальных, более органичных образов.</p> <h3>Вместо заключения</h3> <p>Несмотря на отдельные шероховатости, спектакль точно передает суть произведения: безумие, слабоволие, распад личности и безысходность показаны не как приговор, а как предостережение. И за эту честность — искренняя благодарность создателям.</p> </div>
Показать все отзывы
Без имени(08.03.2024 / 15:32):
Спектакль впечатлил! Перед просмотром перечитал "Игрока", конечно есть небольшие разночтения с романом, но передать атмосферу вполне удалось! О пикантных моментах упомянутых ниже хочу сказать; все сделано аккуратно ( по сравнению с более современными театральными постановками).Посмотреть стоит!
георгий(18.03.2013 / 15:24):
ОТЛИЧНО, что наконец-то в театре есть тело. В театре всегда было голое тело, и это известно всем, кто знает историю театра, а не учился в ПТУ. Лев Додин первым это показал, Табаков, Фоменко. Никто не боится тела, кроме зажатых пустышек. Этой постановкой Фокин себя спас, он довел уровень театра до нуля, но это первая его успешная работа в Петербурге. Молодец
bileter и.(2016-10-25 14:30):
Новый современный взгляд на классику, спектакль лауреат ежегодной Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (2012- 2013 г.г.). Яркая, необычная постановка, интересные современные находки, декорации.
БЕЗ ВАС НИКАК(1 апреля 2018):
<div class="rewritten-text"> <h3>«Литургия Zero»: Путешествие в пустоту</h3> <p>В просторном кресле серого оттенка, сплетённом из ротанга, восседает мужчина. Его состояние — воплощение внутреннего хаоса. В этот момент появляется визитёр — безупречно одетый, изысканный джентльмен с английской сдержанностью. Так открывается и замыкается спектакль «Литургия Zero», образуя символическую арку. Дальнейшее повествование ведёт зрителя по извилистому и эмоциональному пути, раскрывая истоки отчаяния, в котором мы застали главного героя в первые мгновения постановки.</p> <h4>Герой и его демоны</h4> <ul> <li><strong>Алексей Иванович</strong> — игрок, чья судьба перекликается с персонажем одноимённого романа Достоевского. В современном мире, где материальное затмевает духовное, его история звучит особенно пронзительно. Погоня за богатством и потакание страстям оборачиваются лишь опустошением.</li> <li><strong>Антон Шагин</strong> (известный по роли Мэлса в «Стилягах») мастерски воплощает этого персонажа. Уже в первой сцене он передаёт душевную муку героя через выразительную пластику босых ног — они буквально «кричат» о его внутренней боли.</li> <li>В кульминационный момент актер сворачивается в кресле, словно эмбрион, отгораживаясь от мира ступнями. Этот пантомимический талант Шагина проявляется на протяжении всего спектакля, сочетая глубокий драматизм с элементами гротеска.</li> </ul> <h4>Мир как рулетка</h4> <p>Сценография спектакля — метафора игры. Серый многогранный постамент с кранами для «лечебной воды» трансформируется в рулеточный стол, а группа игроков становится шариком, несущимся по кругу. Над всем этим царит <strong>Крупье</strong> — безмолвный служитель случая, чей оперный фальцет объявляет приговоры: «Zerooooo...» Для кого-то это триумф, для других — крах.</p> <h4>Персонажи-маски</h4> <ul> <li><strong>Бабушка</strong> (Эра Зиганшина) — её неожиданное прибытие рушит планы алчных родственников. Сцена, где она молодеет от выигрыша, — один из самых сильных моментов.</li> <li><strong>Генерал</strong> (Сергей Паршин), <strong>Де Грие</strong> (Тихон Жизневский) и <strong>Бланш</strong> (Олеся Соколова) — карикатурные фигуры с фальшивой почтительностью.</li> <li><strong>Полина</strong> (Полина Теплякова) в отчаянии срывает с себя одежду, а Алексей, укутывая её, понимает: даже выигрыш не приносит счастья.</li> </ul> <h4>Финал: приговор</h4> <p>Англичанин <strong>мистер Астлей</strong> (Александр Лушин) — холодный наблюдатель, «крупье жизни» — произносит окончательный вердикт: «Вы — человек конченый...». Живая музыка семи инструменталистов дополняет эту мрачную симфонию, иногда вторгаясь в действие.</p> <p><em>Автор: Ольга Нестерова</em></p> </div>
георгий(2013-03-18 15:24):
ОТЛИЧНО, что наконец-то в театре есть тело. В театре всегда было голое тело, и это известно всем, кто знает историю театра, а не учился в ПТУ. Лев Додин первым это показал, Табаков, Фоменко. Никто не боится тела, кроме зажатых пустышек. Этой постановкой Фокин себя спас, он довел уровень театра до нуля, но это первая его успешная работа в Петербурге. Молодец
bileter(2016-06-22 15:21):
Истовое служение казино, рулетке, игре, приводит к распаду человека, как личности. Необычные декорации. Идеальный подбор актеров. Игра актеров потрясает своей реалистичностью. Умопомрачительно хороша Э.Зиганшина.
лариса н.(2017-11-28 22:35):
никакого нового , современного взгляда на классику не увидела! обычная пошлость! отсутствие декораций, костюмов! Уподобляемся Европе прошлой господин режиссер. Печально!
александр потехин(2013-01-06 14:30):
Интересная постановка. В таком немного экстравагантном ключе образ Алексея Ивановича для меня непривычен, но что ж - это видение режиссёра тоже любопытно. Даже на фоне хорошей игры всех актёров особенно выделяется блистательная Эра Зиганшина, исполняющая роль "бабуленьки" - генеральской тётки, - на мой взгляд, без преувеличения, гениально.
лилия(2014-11-28 17:34):
Интересно продуманные декорации, музыка... На мой взгляд, самым запоминающимся и сильным игроком в этом спектакле является Паршин (герерал). он и разбовляет затянутые диалоги и играет феерично. Зиганшина (бабушка) сильная актриса. На нее приятно смотреть и следить за ходом ее игры. Ради них стоит сходить на спектакль. Но без сильного рвения.
Sergey(24 февраля 2020):
<div> <h3>"Литургия zero" на главной сцене Александринки: переосмысление "Игрока"</h3> <p>Спектакль по знаменитому произведению Фёдора Достоевского переносит зрителей в атмосферу азартного Баден-Бадена. Хотя с момента прочтения романа прошло немало лет, в памяти остался лишь образ обезумевших от рулетки персонажей, теряющих последнее.</p> <h4>Автобиографичные мотивы и неожиданные образы</h4> <ul> <li>Произведение во многом отражает личный опыт писателя — недаром в городе установлен памятник "босому Достоевскому"</li> <li>На сцене автор незримо присутствует в облике мистера Астлея — того самого англичанина, который странным образом осведомлён обо всех тайнах курортного городка</li> </ul> <h4>Роковой магнит азарта</h4> <p>Ни целебные источники, ни свежий воздух не привлекают гостей курорта. Даже престарелая родственница главной героини, чью кончину с нетерпением ждут многие персонажи, не в силах противостоять чарам игры.</p> <p>Что же становится той неодолимой силой, что влечёт людей к зелёному сукну? Возможно:</p> <ul> <li>Адреналин и жажда лёгкой наживы</li> <li>Слепая вера в фортуну</li> <li>Природная склонность к риску</li> </ul> <h4>Трагедия проигравших</h4> <p>В постановке Фокина персонажам не суждено поймать удачу. Азарт разъедает их души, оставляя после себя лишь моральную пустоту. Охваченные страстями, они ищут кратчайший путь к исполнению желаний, но для этого нужны деньги — а значит, нужно продолжать играть.</p> <p>Иронично, что все, кроме центрального персонажа — Алексея Ивановича, в итоге находят силы уехать. Главный герой же, полностью опустившийся и таинственным образом вызволенный из долговой тюрьмы, навсегда остаётся рабом рулетки. Она сломала его судьбу, отняла волю к жизни.</p> <h4>Символика сценографии</h4> <p>Вращающиеся вокруг источника шезлонги напоминают надгробные плиты. Здесь кипели страсти де Грие, метались надежды Генерала, здесь Алексей Иванович мог обрести любовь. Теперь это лишь памятники несбывшимся мечтам.</p> <p>Постановка постепенно превращается в реквием по моральным устоям и загубленным душам. "Литургия пустоте", посвящённая нулю — "zero", закономерно перерастает в погребальную службу по нравственности.</p> </div>
ольга(2018-09-26 15:11):
Отличная игра артистов. Особенно Эра Зиганшина. Много интересных режиссерских находок. Интересная сценография Очень понравилась игра Зиганшиной. Очень интересное режиссерское решение, когда демонстрировалась игра на рулетке. Но произведение Достоевского лучше перед просмотром перечитать.
маргарита(2013-05-22 12:19):
Отличный спектакль, потрясающая игра актеров, смотрела с большим удовольствием.
кристина(2013-05-13 12:08):
Спектакль очень понравился! Очень динамичный и захватывающий! Смотришь и скорее хочется узнать продолжение. Вызывает сильные эмоции.
alex shu(2016-09-28 22:52):
А знаете, вполне достойная постановка. Начальные нотки не особенно впечатлили, но по ходу развития сюжета актеры оживлялись, режиссерское видение романа вызывало понимание, да и атмосфера на подмостках царила самая что ни на есть игорная. Можно закрыть глаза на многие неровности в спектакле, потому как достоевщину вообще трудновато ставить - это можно говорить без обиняков. Тем более, такой сжатый роман, как "Игрок", написанный Михайловичем за 26 дней. Этот, во многом автобиографичный, сказ об игромане хорошо передан Фокиным в его современной трактовке и вызывает у меня, у скромного петербургского достоеведа, одобрение в годности. Обязательное прочтение произведения перед посещением! Благодарности: за хорошую игру Алексея - Шагину, и лучшую на подмостках в этот вечер - бабушке Эре Зиганшиной!
bileter и.(2016-08-29 15:39):
Потрясающий, страстный спектакль. Тема порабощения человека игрой раскрыта полностью. Великолепная игра Антона Шагина и Эры Зиганшиной. Рулетка завораживает, испепеляет, разрушает личность человека. Эмоционально сильный спектакль.
Наталья Маркова(12 марта 2025):
Эра Зиганшина — великолепна. Однако молодые актеры оставляют вопросы. Игра М. Нефёдовой настолько разочаровала, что её выходы на сцену вызывали смущение. Ожидали увидеть Антона Шагина, но заменяющий артист старался соответствовать… Читать далее
анна(2015-04-17 10:04):
Интересные декорации, очень оригинальная постановка. К середине спектакля даже стало интересно. Не понравилось, как m-lle Бланш на сцене снимает трусы. Как-то... Не изящно, пошло. Концовка затянута. В общем и целом могу сказать так - один раз стоит посмотреть
bileter(2016-06-29 10:52):
Спектакль поражает своей сценографией, но не только. Игра актеров впечатляет, особенно понравилась Эра Зиганшина. Волевая, неунывающая, но поддающаяся той же страсти – игре, из-за которой главный герой деградирует. Весьма актуально по отношению к нашим дням.
Анастасия Л.(12 марта 2025):
Увлекательная постановка с сильной актерской игрой. Рекомендую к просмотру!
елена(2014-11-27 22:40):
Спектакль необычный, по моему очень сильный, Э.Зиганшина выходя на сцену дает такую энергетику, что даже не зная кто там внизу с 4 яруса ощущаешь по полной, все актеры молодцы, играли очень хорошо, я думаю что смысл произведения донесен полностью.
vgkvsr(2013-01-14 11:23):
Спектакль замечательный. Отдельно хочется отметить именно саму постановку. Просто блеск! Актеры на высшем уровне. Хотя другого я и не ожидал от театра с таким высоким статусом. Одно меня смутило, зачем нужно было раздевать бедную девушку донага? Хотите порно или стриптиз, идите в соответствующие заведения или смотрите в интернете. В общем, ложка дегтя в бочке меда.
Жанна Зарецкая(28 ноября 2012):
<div> <h3>«Русская рулетка» в интерпретации Достоевского и Фокина</h3> <p>«Это вы меня выкупили?» — раздаётся вопрос юноши, облачённого в тёмное пальто. Его визави, Александр Лушин, внешне напоминает самого Достоевского, однако представляется мистером Астлеем и сохраняет истинно британское хладнокровие. «Я вас не выкупал», — возражает он, взмахивает рукой, и вращающаяся платформа сцены приходит в движение, перенося зрителей из прошлого в настоящее. Центральный колодец символизирует целебные источники, но стоит герою взобраться на него и прокричать контральто «Делайте ваши ставки», как круг превращается в рулетку — единственную подлинную страсть большинства «отдыхающих» в Висбадене.</p> <h3>Герой и его демоны</h3> <p>Роль бывшего наставника из генеральской семьи, безнадёжно влюблённого в падчерицу Полину (прототипа главного героя романа «Игрок»), исполняет Антон Шагин. На протяжении двух часов он держит зрителей в напряжении, передавая не череду событий, а «мильон терзаний» своего персонажа. И это ему блестяще удаётся. Актор сознательно отходит от амплуа харизматичного молодого героя, знакомого по фильмам «Стиляги», «В субботу» и спектаклям «Ленкома», и погружается в пучину достоевской прозы, затягивающей сильнее, чем азартная игра.</p> <ul> <li><strong>Одержимость идеей:</strong> С первых минут Шагин воплощает человека, поглощённого навязчивой мыслью — верой в то, что крупный выигрыш разом решит все его беды.</li> <li><strong>Внешний облик:</strong> Алексей Иванович предстаёт в поношенных брюках и стоптанных башмаках, его речь стремительна и лихорадочна.</li> <li><strong>Эмоциональные всплески:</strong> В глазах мелькают юношеские слёзы, когда он объясняется с властной Полиной (Александра Большакова), а с вызывающей дерзостью бросает вызов и без того униженному генералу (Сергей Паршин).</li> </ul> <h3>Символика и режиссёрский замысел</h3> <p>Неустанно бегая по вращающемуся кругу, герой тщетно пытается догнать призраки прошлого, оставаясь при этом на месте — этот отчаянный бег становится мощной метафорой его существования. Лишь с появлением бабушки Тарасевичевой (Эра Зиганшина) Шагин уходит на второй план, однако именно в этих сценах его персонаж проявляет неожиданное благородство и рассудочность — особенно в эпизоде, где он укутывает в пальто обнажённую Полину, готовую пожертвовать собой ради выигранных героем денег.</p> <p>Валерий Фокин выстраивает постановку как тонкий диагност, скрупулёзно исследующий этапы разрушения человеческой личности. Он беспристрастно фиксирует благородные порывы души и их неизбежное угасание под гнётом разрушительной веры в то, что крупный куш способен дать то, что нельзя ни купить, ни выиграть.</p> </div>
bileter и.(2016-08-22 14:33):
Инсценировка одного из самых известных произведений Ф.Достоевского «Игрок». Очень необычная постановка, в которой много необычных режиссерских находок. Очень интересная сценография. В спектакле занята Эра Зиганшина, даже ради нее стоит посмотреть спектакль. Очень понравилась сценография и игра Зиганшиной.
лариса н.(2017-11-28 22:32):
Пошлый , ужасный спектакль !!!.. Не понятно для каких целей режиссер заставляет актрису снимать трусы, изображать пошлый половой акт, а уважаемого актера исполнять охи вздохи ??? Для каких целей режиссёр заставляет Алексея Ивановича показывать голы зад? Раздеваться актеров до нижнего белья зачем? Неужели мы, взрослые люди, пришедшие на спектакль, н когда не видели женскую грудь, попу? Несчастная Полина голышом зажигает по сцене!! фууу! мерзость! Слава богу не повели иностранную делегацию , опозорились бы
bileter(2016-06-29 10:51):
Потрясающая игра актеров, в особенности «старшего поколения». Интересные сценические находки и техническое оснащение, казино и рулетка бесподобны. Качественная, интересная и неординарная постановка.
эльвира(2014-06-01 01:37):
хороший спектакль и игра актеров. Особенно впечатлили декорации.
стелла(2013-03-25 21:23):
Не понравилось. Вымученная игра актеров, которые не смогли "вытащить" спектакль. Zero.
стелла(25.03.2013 / 21:23):
Не понравилось. Вымученная игра актеров, которые не смогли "вытащить" спектакль. Zero.
людмила(2016-01-08 23:27):
Общее впечатление: не поняла. Скомканно,2 часа явно недостаточно, чтобы передать смысл, можно было поставить спектакль часа на 3.Тем, кто предварительно не ознакомился с "Игроком" Достоевского будет не очень интересно, считаю,что придя на постановку,зрителю должно быть понятно, что играют на сцене. Впечатление, что из произведения "надергали" отрывки. Нет ощущения развития сюжета,перескакивают с одного на другое.После спектакля нашла в Интернете краткое изложение произведения, чтобы уловить связанную картину увиденного и только подтвердила ощущения недоделанности, недосказанности и напрасную попытку уложить все в 2 часа. Декорации более чем скромные, все происходит в одних и тех же, без их смены.Может что-то не так воспринимаю, но мой отзыв не восторженный на фоне остальных.
Мария Рещук(13 мая 2014):
Посетила постановку год назад, но эмоции до сих пор свежи! Прекрасный спектакль, который захватывает с первых минут. Вечная, но актуальная тема раскрыта ярко и современно.