
Спектакль «Мейерхольд»
Описание:
Жизнь режиссера-новатора ХХ века Всеволода Эмильевича Мейерхольда, трагически оборвавшаяся в застенках НКВД, и его личность, не укладывающаяся в привычные рамки, стали толчком к созданию этого спектакля, жанр которого Роман Габриа определил как нон-фикшн.
"Мейерхольд" – это не только размышления на вечную тему «художник и власть», но и попытка современной интерпретации мейерхольдовского жизненного сюжета, стремление найти судьбоносные рифмы между жизнью и творчеством. Как театр проникает в жизнь и как жизнь становится театром? Эта история находит аналогии и в сегодняшнем дне.
Один из центральных образов спектакля - актриса Зинаида Райх, жена Мейерхольда, его любовь и муза. Она была для него примой в театре и в жизни. Их почти мистическая связь и одержимость друг другом - в любви и в профессии – также предмет режиссерского интереса.
Для спектакля композитором Владом Крыловым, постоянным соавтором Романа Габриа, была написана оригинальная электронная музыка в стиле IDM. Комментирующие сюжет видео-арт-коллажи, созданные Александрой Магелатовой, можно назвать четвертым "действующим лицом" постановки.
Продолжительность спектакля - 1 час 30 мин.
Спектакль проходит без антракта
Источник
Ближайшие даты:
-
28 Августа 2025г.
Четверг 19:00 Театр «Открытое Пространство»~ ул. Моховая, д. 42
Билеты:
Адрес:
Фотографии:













Отзывы о событии: Спектакль «Мейерхольд»
Написать отзывАндрей Иванов(6 ноября 2021):
Философски насыщенный, эмоционально заряженный, интеллектуально богатый и исторически точный. Однако... рекомендую предварительно изучить биографии Мейерхольда, Райх и Есенина - это позволит проникнуться постановкой в полной мере.
Пользователь Афиши №3949769(1 октября 2019):
Авангардное, стильное представление с лаконичным сценографическим решением и концептуальными костюмами. Мнение зрителя 28 лет.
Andrey Alexandrov(16 марта 2025):
Оставляя в стороне сюжетную канву (поскольку наследие Мейерхольда, масштаб его дарования и драматизм жизненного пути широко освещены), не могу не отметить высокое качество спектакля. Последовательно знакомясь с театральными площадками Петербурга, включая совместные работы с Романом Габриа в Мастерской, я... (продолжение следует)
Oleg V. Kalinka(13 мая 2019):
<div> <h4>Всеволод Мейерхольд: гений, окружённый тайной</h4> <p>Сложно вообразить современный театр без наследия Всеволода Мейерхольда — гениального реформатора, чьи идеи уже десятилетия изучают в театральных академиях по всему миру, а число его последователей неуклонно растёт. Однако, несмотря на всемирную славу, его личность остаётся загадкой, окутанной завесой умолчания. Будучи человеком противоречивым и многогранным, он стал запретной темой для обсуждения, что породило множество мифов и абсурдных предположений.</p> <h5>Спектакль, разрывающий пелену молчания</h5> <p>Постановка Романа Габрия «Мейерхольд» — одна из первых смелых попыток разрушить эти искусственные барьеры и воссоздать на сцене образ великого реформатора. Отказавшись от шаблонов традиционного биографического театра, режиссёр не углубляется в частные подробности жизни мастера, а стремится показать его как новатора, изменившего театральное пространство. Вместо скрупулёзной проработки деталей биографии, спектакль рисует её широкими мазками, сосредотачиваясь на творческом методе Мейерхольда через призму мультифокусного повествования.</p> <h5>Эпоха сквозь призму судьбы художника</h5> <ul> <li><strong>Время перемен:</strong> Действие спектакля охватывает переломные моменты истории — революцию, гражданскую войну, послевоенные годы, где Мейерхольд предстаёт не только свидетелем, но и участником событий.</li> <li><strong>Диалоги с эпохой:</strong> Особое внимание уделяется его отношениям с творческой интеллигенцией, включая яркие сцены общения с Михаилом Чеховым и Сергеем Есениным.</li> <li><strong>Нравственный выбор:</strong> Центральной становится дилемма — остаться на родине, охваченной пламенем революции, или уехать, сохранив свободу, но потеряв связь с родной землёй.</li> </ul> <h5>Художник и власть: вечный конфликт</h5> <p>Спектакль исследует сложную динамику взаимоотношений творца с государственной машиной. Сначала Мейерхольд — любимец власти, пользующийся неограниченной свободой, но позже оказывается раздавленным её жерновами: опала, ложные обвинения и трагический финал в мясорубке сталинских репрессий. Эта история поднимает вечный вопрос — должен ли художник идти на компромисс с системой ради возможности творить?</p> <h5>Актуальность, перекликающаяся с современностью</h5> <p>Через призму судьбы Мейерхольда спектакль затрагивает проблемы, остающиеся злободневными:</p> <ul> <li>Границы власти режиссёра над актёрами — соратники они или просто материал?</li> <li>Ответственность художника перед обществом в эпоху потрясений.</li> <li>Парадокс творчества: служение идеалам или приспособленчество?</li> </ul> <p>«Мейерхольд» — не просто историческая драма, а зеркало, отражающее наши дни. История гонений на свободную мысль, увы, повторяется, и спектакль даёт зрителю уникальный шанс самостоятельно найти ответы на вопросы, которые оставил нам великий реформатор.</p> </div>
АЛЛА ИГНАТЕНКО(25 февраля 2025):
<div> <h4>«Мейерхольд» Романа Габриа: размышления о театре, власти и судьбе гения</h4> <p>В 2019 году театр «Открытое Пространство» представил зрителям пронзительную работу — спектакль «Мейерхольд» по пьесе Романа Габриа. Это не просто биографическое повествование, а мощное художественное высказывание, раскрывающее трагическую историю русского театра XX столетия и, в более широком смысле, — судьбу целой страны, где так непросто сохранить творческую свободу.</p> <h5>Символизм и метафоры спектакля</h5> <ul> <li>В начале постановки Всеволод Мейерхольд (блестяще воплощённый Анатолием Журавиным) с истерическим смехом уничтожает афиши чужих спектаклей.</li> <li>Финал же являет зрителю жестокую иронию: теперь уже человек в фуражке (виртуозная работа Сергея Мендельсона, играющего и Михаила Чехова, и Луначарского) рвёт афиши самого Мейерхольда.</li> <li>Алла Данишевская в роли Зинаиды Райх — олицетворение изящества и трагизма. Её пластика (хореограф — Коля Куглянт) создаёт незабываемые сценические образы.</li> </ul> <h5>Тема власти и творческой свободы</h5> <p>Спектакль становится предостережением об опасности компромиссов с системой. Вчерашние благосклонность и щедрое финансирование сменяются опалой, пытками и казнью. «Если ты пьёшь с ворами, опасайся за свой кошелёк» — эта фраза приобретает в контексте постановки особую глубину.</p> <h5>Исторический контекст</h5> <p>Особое негодование властей вызвала постановка «Дама с камелиями» — история о парижской куртизанке казалась чуждой на фоне пропаганды пятилеток и колхозов. В спектакле есть потрясающая сцена, где чиновник, равнодушно пережёвывая котлету, объявляет Мейерхольду, что его искусство не нужно советскому народу.</p> <h5>Интерактивный элемент и дискуссия о цензуре</h5> <p>Одним из самых провокационных моментов становится вопрос к аудитории: «Нужна ли цензура в театре?». Ответы разделяются, и это порождает новые вопросы:</p> <ul> <li>Кто определяет границы «разумного» в искусстве?</li> <li>Должны ли чиновники, педагоги или военные решать, что достойно сцены?</li> <li>Где проходит грань между защитой нравственности и подавлением свободы?</li> </ul> <h5>Наследие мастера</h5> <p>В год 150-летия со дня рождения Мейерхольда особенно остро осознаёшь ценность его новаторских идей:</p> <ul> <li>Эксперименты с вертикальной сценой</li> <li>Первопроходчество в области биомеханики</li> <li>Смелые уличные постановки</li> </ul> <p>Современные режиссёры продолжают осмыслять его наследие в новых работах, среди которых особенно выделяются:</p> <blockquote> «Мейерхольд. Чужой театр» Валерия Фокина,<br> «Шинель М.» Юрия Смекалова,<br> «Кабаре Мейерхольд» Кирилла Люкевича </blockquote> <p>Этот спектакль — не просто театральное событие, а важный разговор о вечном противостоянии художника и системы. Трудный, болезненный, но необходимый диалог, который продолжается и сегодня, спустя 85 лет после гибели великого реформатора сцены.</p> </div>
Елена Морозова(15 марта 2025):
Посетила представление 14 марта 2025, будучи хорошо осведомлённой о биографиях Мейерхольда и Зинаиды Райх. Действительно, факты мне были знакомы, но подача материала - через выразительные детали, с потрясающей достоверностью и эмоциональной насыщенностью - произвела сильнейшее впечатление. Исторический контекст передан безупречно. Я полностью погрузилась... (продолжение следует)