
Спектакль «Недоросль»
Дворец Белосельских-Белозерских
Невский просп., 41
Описание:
Комедия Фонвизина, написанная в 1781 году, стала классикой и уже много лет входит в школьную программу, поэтому недоросль Митрофанушка и вся его семья хорошо знакомы детям, которые изучают эту пьесу на уроках литературы.
У театра «Пушкинская школа» немного необычный взгляд на героев комедии. Обычно Простаковы воспринимаются как явно отрицательные персонажи - они необразованны, грубы и жестоки. Однако, в этом спектакле Митрофан и его мать, выглядят недалекими, но при этом неплохими людьми. Их беда в том, что они привыкли жить по старинке и не готовы к новым прогрессивным идеям.
И смех, которым зал взрывается в ответ на блистательные фонвизинские реплики, обрывается горьким недоумением: порок наказан, но торжествует ли добродетель и «просвещенья дух»?..
Продолжительность: 2 часа 10 минут
Источник
Ближайшие даты:
-
5 Ноября 2025г.
Среда 19:00 Дворец Белосельских-Белозерских~ Невский просп., 41 -
25 Ноября 2025г.
Вторник 19:00 Дворец Белосельских-Белозерских~ Невский просп., 41
Билеты:
Адрес:
Фотографии:






Отзывы о событии: Спектакль «Недоросль»
Написать отзывИлья Цейтлин(29 марта 2014):
<div> <h3>Рецензия на спектакль «Недоросль» театра «Пушкинская школа»</h3> <p>Автор: Белова Дарья, 8 Б класс, школа № 232</p> <p>Признаюсь, первоначальное знакомство с пьесой Д. Фонвизина «Недоросль» не вызвало у меня особого восторга. Персонажи, созданные в строгих канонах классицизма, представлялись мне излишне упрощенными и прямолинейными. Они выглядели искусственно, поскольку в реальности мы едва ли встречаем столь однозначные характеры и ситуации, призванные иллюстрировать единственную верную идею. В жизни не существует людей исключительно «добрых» или «злых», которые безоговорочно вызывают симпатию или антипатию. Честные и благородные герои наделены соответствующими фамилиями – взять хотя бы Правдина. Или же жадный и ограниченный Скотинин... Подобные статичные и одномерные образы казались мне скучными. Зрителю, даже не знакомому с оригинальным текстом, несложно предсказать развитие событий, ориентируясь лишь на эти «говорящие» фамилии. Именно поэтому я отправилась на спектакль с изрядной долей скепсиса.</p> <p>Однако постановка Валерия Портнова стала для меня приятным открытием. Прежде всего, внимание привлекли неординарные декорации. Они представляли собой конструкцию, сколоченную из деревянных досок, напоминающую дырявый сарай. Первоначально это показалось мне странным: ведь Простаковы – дворяне, а значит, должны жить с большим достатком. Но по мере развития действия я осознала глубокий смысл такого художественного решения. Герои постоянно перемещают эти доски: сооружают из них скамью, укрепляют потолок, заделывают одну дыру в стене, тут же создавая другую. То есть они действуют исключительно ради сиюминутного удобства, не задумываясь о последствиях. Подобное поведение роднит их с детским восприятием мира, где важнее всего настоящее.</p> <p>Многие элементы постановки подчеркивают это затянувшееся «детство» персонажей. Яркий пример – Митрофанушка. Он постоянно играет. Несмотря на то, что он давно вышел из детского возраста, сознанием он остается в том времени. То он «диким конем» проносится мимо своей матери, Простаковой, а та умиляется его забавам. То он неуверенно, мелкими шажками, подобно малышу, который только учится ходить, движется туда, куда его направляют. Сама госпожа Простакова также демонстрирует инфантильное поведение: она взаимодействует с окружающими, как ребенок, искренне веря в свою правоту. Если она решила выдать Софью замуж за своего сына – значит, так и должно быть, и все должны с этим согласиться. Чужие доводы для нее не имеют значения.</p> <p>Таким образом, декорации дома Простаковых мастерски передают суть их миропорядка. Эти внешне взрослые, состоятельные люди по сути живут в сарае, потому что внутренне так и не повзрослели. Они не научились трезво оценивать свои и чужие поступки. Отсюда проистекает и болезненная, слепая, безграничная любовь Простаковой к своему сыну Митрофану.</p> <p>Не менее выразительным в спектакле получился образ Правдина – на мой взгляд, это лучшая роль постановки в исполнении Никандра Кирьянова. Правдин – чиновник, направленный государством для наблюдения за помещиками. Он гордится неукоснительным соблюдением закона. У Фонвизина этот герой смел и уверен в своих действиях. Однако в спектакле он часто колеблется и нуждается в поддержке при принятии решений. Например, в сцене обсуждения судьбы Простаковой со Стародумом, герой Кирьянова произносит: «Необходимо наказать», – и при этом вопросительно смотрит на Стародума, ожидая его одобрения. Какими бы большими полномочиями Правдин ни обладал, ему все равно требуется авторитетное мнение со стороны. Мне показалось, что актер иногда немного переигрывал, изображая радость или возбуждение, но это придавало его персонажу уникальный шарм. Даже нарочито громкая речь имела свой смысл: таким образом герой не столько убеждал других, сколько самого себя. Он страшился совершить ошибку и лишиться должности. Эти психологические нюансы делают персонажа более «живым» и узнаваемым, похожим на современных чиновников, а такие герои не могут быть скучными.</p> <p>Помимо трактовки характеров, в спектакле есть и другие отличия от оригинальной пьесы. Особенно показателен финал. В тексте пьесы Простакова, лишенная власти, падает без чувств, а Стародум, указующий на нее, произносит: «Вот злонравия достойные плоды». Читая это, я воспринимала Стародума как человека жестокого и бесчувственного. Даже Софья прощает поверженную противницу, а ее дядя не проявляет ни капли сострадания. Он ослеплен идеей справедливого наказания и не видит жалкой, одинокой женщины, лежащей у его ног.</p> <p>В спектакле же эта фраза звучит скорее как размышление, критика или совет. Стародум указывает на Простакову не осуждающе, а как бы призывая ее саму взглянуть на итог ее пути: «Посмотри, до чего ты дошла, бедная». Это вызывает у зрителя не осуждение, а сочувствие к героине. Стародум на сцене оказывается «человечнее» своего литературного прототипа.</p> <p>Но на этом действие не завершается. Правдин, получивший власть над имением, приходит и заколачивает дом досками, заточая бывшую госпожу, все еще лежащую без чувств, внутри. Это символизирует ее заточение в собственных ошибках и горьких воспоминаниях. А ее сын Митрофан, которого отправили на службу, плача, ложится рядом с ней на пол. Тот самый Митрофан, который только что отрекся от матери, внезапно проявляет к ней сострадание и скорбь. Становится ясно, что этот герой, несмотря на взрослый возраст, остался ребенком, не готовым к самостоятельной жизни, которую до этого за него устраивала мать. В его слезах – и немой упрек, и вселенская печаль, и благодарность. Мне кажется, актеру Денису Волкову удалось передать в этих чувствах первый, робкий «шаг» своего героя к взрослению, к осознанию последствий своих поступков и ошибок. Это коренное отличие сценического Митрофана от его книжного варианта.</p> <p>Спектакль «Недоросль» театра «Пушкинская школа» открыл для меня новое, глубоко человечное, эмоционально насыщенное и сложное прочтение классической пьесы. Благодаря этому герои и события комедии классицизма стали мне гораздо ближе и понятнее, как, уверена, и многим современным зрителям.</p> </div>