
Спектакль «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»
Описание:
Революционный концерт по мотивам пьесы В.Вишневского «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал».
Песни группы «Ленинград» и Led Zeppelin и стихи Андрея Вознесенского звучат сегодня в «Оптимистической трагедии».
В новом спектакле Александринского театра c живой болью и нервом соединены знаменитый текст Всеволода Вишневского и документы века: от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен. Участники и создатели этого спектакля провоцируют друг друга на личностные, человеческие высказывания.
Фрагменты песен и композиций: А.Вертинского, Децла, А.Лушина, М.Магомаева, Б.Окуджавы, В.Соловьева-Седого, С.Уандера, группы «Ленинград», 5’nizza, Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen звучат со сцены в живом исполнении артистов Александринского театра.
Вместе с тем, современное обращение к пьесе Всеволода Вишневского для Александринского театра не случайно и в ракурсе истории знаменитой сцены. Именно здесь создал свой знаменитый, ставший классикой советской сцены, спектакль Георгий Товстоногов.
Новый спектакль – «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» – это не реконструкция, а деконструкция советского мифа. «Сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени. Но новый пафос возникает не от того, что на них найдены ответы. А от разгорающегося чувства, что отыскать их невозможно», – считают режиссер Виктор Рыжаков и драматург Ася Волошина.
Трагедия простого и безъимянного человека, гибнущего в революции, становится темой спектакля. Но говоря об этом, создатели спектакля отказываются от любого идеологического пафоса. И находят возможность выразить боль случившейся век назад революции в современных баттлах и лирических рок-балладах.
Спектакль идет без антракта.
Источник
Ближайшие даты:
-
5 Сентября 2025г.
Пятница 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6 -
23 Октября 2025г.
Четверг 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6
Билеты:
Адрес:
Фотографии:






Отзывы о событии: Спектакль «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»
Написать отзывТимофей Картовенко(21 мая 2022):
Я не театральный критик, но теперь точно понимаю, каким должен быть настоящий театр. Впервые в жизни я вышел из зала с таким сильным душевным потрясением – пальцы дрожали, в голове рождались протест и озарение. Эта постановка – вызов, горькая сатира, переворачивающая сознание. Каждое слово будто застревало в горле. Автор не просто создал спектакль – он высказался предельно ясно. Актёры стали не инструментами, а голосом, заполняющим зал до последнего уголка. Сцена превратилась в экран, транслирующий мысли без единой лишней секунды. Музыка, свет, декорации – всё кричало, проникало в самое сердце. До слёз. Браво.
Александр(26 апреля 2024):
<div> <h3>Спектакль «Оптимистическая трагедия» в Александринке: неожиданный синтез жанров</h3> <p>Александринский театр представил зрителям постановку под интригующим названием «Оптимистическая трагедия», снабдив её подзаголовком «Прощальный бал». Однако это торжество больше напоминает масштабный концерт, где в роли распорядителей выступают ведущие, а программа включает разноплановые выступления — от традиционных драматических сцен до эксцентричной клоунады и ультрасовременного рэп-состязания. Подобное смешение стилей поначалу вызывает лёгкое замешательство: сложно сразу осознать, в каком именно действе ты оказался и как его интерпретировать. Уж точно такого не ожидаешь встретить на подмостках старейшей драматической сцены России.</p> <h4>Особенности постановки:</h4> <ul> <li><strong>Нестандартное прочтение классики</strong> — после продолжительного погружения в ткань повествования (основанного, между прочим, на революционной пьесе) начинаешь ценить смелую попытку режиссёра воплотить этот замысел на ограниченном пространстве сцены.</li> <li><strong>Символичный антураж</strong> — группа матросов, буквально выбеленных извёсткой, оказывается запертой на треугольном пандусе, нависающем над зрительным залом. Эта площадка становится ареной для разыгрывания подлинной трагедии бытия. Финал с «уплывающим кораблём» читается без слов.</li> <li><strong>Эклектичная образность</strong> — в увертюре те же моряки трансформируются то в балетных лебедей, то в солдат, то в персонажей детских стихов, создавая причудливый калейдоскоп ассоциаций, отсылающих к прошлому столетию.</li> </ul> <p>Любопытно, что даже предварительное знакомство с первоисточником и просмотр классической экранизации не помогают до конца понять логику сценического действия. Отдельные монологи воспринимаются с трудом — возникает ощущение, что они не получили достаточной визуальной проработки. Зато музыкальное сопровождение безупречно: живые performances, собранные из произведений разных эпох, становятся подлинным украшением спектакля.</p> <p>Особого упоминания заслуживают злободневные реплики, которые, судя по всему, варьируются от показа к показу. Во время моего визита один из персонажей с иронией заметил, что трансляция «Слова пацаны» на НТВ — явный признак того, что «не всё так плохо в нашей стране». Публика, к удивлению, живо реагирует на подобные пассажи, хотя остаётся вопрос: действительно ли зрители улавливают все смысловые слои? Лично мне для осознания этого «лоскутного одеяла» пришлось изучить несколько театральных рецензий.</p> </div>
Алёна Мороз(21 сентября 2017):
<div> <h3>"Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" — спектакль-мозаика: архивные снимки, иллюстрации из графических романов, фрагменты газет, агитационные призывы...</h3> <p>Слои визуальных образов переплетаются, судьба горстки бунтарей вплетается в ткань российской истории, повторяясь в бесконечных вариациях. Этот художественный приём, на мой взгляд, мастерски передаёт безысходность вселенной, где уничтожение — фундамент и конечная цель. Персонажи погибают в вихре 1917 года, бредут из нацистского плена в годы Второй мировой, вымаливая подаяние на улицах, пребывают в пустоте посмертного забвения, всё ещё ожидая рокового сражения, встречаются с давно ушедшими родителями, чудом дотягивают до седин, превращаются в чаек над роковым берегом...</p> <ul> <li><strong>Режиссёрский замысел:</strong> Патетическое повествование о жертвах ради коммунистических идеалов трансформируется в яростный протест против самой смерти. Ведь "мой пульс ценнее мифов о грядущем".</li> <li><strong>Классическая схема:</strong> Безупречная Комиссарша, поддающиеся перевоспитанию Анархисты, Предатели и презренный Священник как антагонисты.</li> <li><strong>Новая трактовка:</strong> Границы размыты — герои вызывают противоречивые эмоции, доктрина bristles с internal противоречиями. Со сцены гремит: "Нет образа Врага, в котором нуждается общество". Ибо истинный враг — человеческая природа, "несущая крах в самой себе", неспособная к рефлексии и осмыслению уроков прошлого.</li> </ul> <p>Мифический революционер, ищущий истину через насилие, обретает лишь гибель — во имя иллюзорного завтра. А "наследие", оставленное матери (ибо своих детей у него нет) — годы ужаса перед ритуальным простукиванием трупов в лагере. Этот спектакль скорее напоминает чёрную комедию — чудовищные события подаются через призму буффонады и гротеска.</p> <h4>Особенности постановки:</h4> <ol> <li><em>Символика:</em> Линчевание инвалидов, предательское устранение финна, прощальный диалог обречённых влюблённых — сыгранные клоунами или куклами, эти сцены приобретают леденящий душу абсурд.</li> <li><em>Сценография:</em> Действие разворачивается на клиновидном пространстве, имитирующем корабельную палубу — метафора тупика и отсутствия выбора.</li> <li><em>Визуальные эффекты:</em> Проецируемые на задник то мрачные воды, то архивные кадры, то ластик, уничтожающий память. Белила на лицах — намёк на старые фото, клоунский грим, мертвецкую бледность.</li> </ol> <p>Несмотря на дискуссионные моменты (например, пролог или отдельные музыкальные фрагменты), спектакль обладает мощнейшим эмоциональным зарядом. Он не просто провоцирует на размышления — он заставляет мыслить непрерывно. Ведь разум — наша единственная "партия".</p> <blockquote> <p>Гениальная аллегория современности, где былая кровь поблёкла, муки кажутся бутафорскими, а история замерла в ожидании нового цикла.</p> </blockquote> </div>
марина с.(2023-02-01 10:35):
Были 31.01.23 г. и это единственный спектакль с которого мы ушли, не смогли досидеть, сплошная политизация, все смели в одну корзину: и моряки, и немцы, и мобилизация, и Украина. Прото нет слов, одна пустота и неприятный осадок. Вишневского особо не услышали, как и песен, зато была вставка стихотворная про сифилис....
анна с.(2018-01-17 17:57):
Ну всё в одну кучу — Вертинский, рэп, крокодил Гена, Фредди Меркьюри, Утёсов, секс, наркотики и рок-н-ролл… И вроде бы всё по отдельности проникновенно и экспрессивно, а в сухом остатке полный сумбур. Цельное впечатление, как и понимание того, что, собственно говоря, хотели сказать создатели своим зрителям, не родилось ни во время спектакля, но в процессе его последующего обдумывания. То ли театр таким образом "отметился" к столетию революции (или, как теперь принято говорить, переворота), то ли нам в очередной напомнили, что в жизни всё неоднозначно, и все мы когда-нибудь умрём?! В общем, яркие эмоции без внятного смысла.
Показать все отзывы
Sergey(10 апреля 2018):
<div> <p>В моей повседневности не так уж много изысканных интерьерных решений, поражающих воображение ростовых кукол, смелых трактовок классики, эксцентричных художественных жестов и позолоченных театральных масок. Именно эти мысли натолкнули меня на решение посетить Александринский театр.</p> <h3>Впечатления от премьерного показа</h3> <p>Мне довелось присутствовать на премьере постановки <em>"Оптимистическая трагедия. Прощальный бал"</em>, созданной по произведению Вс. Вишневского. Хотя оригинальную советскую пьесу я не изучал, общий сюжетный каркас был мне знаком. Любопытно, что тема революционных событий и последовавшей гражданской войны неизменно привлекает мое внимание, несмотря на кажущуюся исчерпанность этой тематики после каждого нового художественного осмысления.</p> <h3>Режиссерский замысел</h3> <p>Виктор Рыжаков представил свою работу как революционный концерт. К моей радости, сценическое действие не превратилось в череду разрозненных этюдов, что часто случается при подобной подаче. Напротив, спектакль воспринимался как цельное произведение, несмотря на:</p> <ul> <li>Многообразие художественных приемов</li> <li>Эклектичность визуального ряда</li> <li>Сложную структуру повествования</li> </ul> <h3>Особенности постановки</h3> <p>Начало спектакля выдержано в лучших традициях знаменитой Александринки. Сценическое пространство оживали образами:</p> <ul> <li>Античных статуй без покровов</li> <li>Беспокойных крокодилов</li> <li>Мужчин в балетных пачках</li> <li>Персонажей современных комиксов</li> </ul> <p>Эта причудливая смесь, на мой взгляд, оказалась удивительно уместной, став метафорой современной российской культуры - причудливого сплава советского наследия и западных влияний.</p> <h3>Зрительские впечатления</h3> <p>Мое внимание привлекла пожилая зрительница, сидевшая рядом. Ее каменное выражение лица не выдавало никаких эмоций, а в середине действия она и вовсе покинула зал. Признаюсь, подобное желание иногда посещало и меня, но я рад, что нашел в себе силы досмотреть спектакль до конца.</p> <h3>Актерские работы</h3> <p>Особого внимания заслуживает исполнение роли комиссара Анной Блиновой. Актрисе блестяще удалось соединить в своем образе:</p> <ul> <li>Хрупкость молодой женщины</li> <li>Суровость военного времени</li> <li>Преданность идеалам революции</li> </ul> <p>Финал спектакля оказался эмоционально мощным - создалось впечатление, что режиссер сознательно приберег самые сильные моменты для завершающей части.</p> <p>Что касается практической стороны: за скромные 400 рублей я получил прекрасное место в первом ряду третьего яруса, в непосредственной близости от царской ложи - согласитесь, более чем достойное предложение.</p> </div>
даша о.(2019-01-28 16:42):
Спектакль ужасно скучный, сцены длятся бесконечно долго.. надеялась, что за счет музыки будет динамично, но увы...
алексей з.(2020-01-24 21:49):
Потрясающий спектакль. Динамичный с включением современных рок и рэп песен. Два часа спектакля пролетают на одном дыхании. Для тех кто хотел бы посмотреть не классическую постановку, но при этом без пошлости и кривляний. Спектакль на подумать а не для легкого вечернего развлечения
елена а.(2019-03-20 13:33):
Без матчасти, конечно, трудно для восприятия. Неплохо хотя бы потратить время на киноверсию, потому что разжиться печатным словом мне, например, не удалось. И вот тогда спектакль может заиграть. Если у вас достаточно воображения, фантазии, свободы мысли. Акценты в постановке, по-моему, немного смещены по сравнению с фильмом. Это и делает её живой в отличие от героически-пропагандистского, как выражаются некоторые, отлитого в граните кино, которое многие, мне не удалось уловить почему, считают гениальным. Даже великолепный Санаев не делает этого фильма. В общем, это спектакль для тех, кто открыт современному взгляду, в ком больше Кости Треплева, чем консерватизма.
александр(07 августа 2023):
Одна из самых мощных и запоминающихся постановок этого сезона. Подлинное потрясение, которое не передать словами (это нужно пережить) и после которого жаждешь вернуться снова.
марина(2018-03-12 15:17):
Вместительный зал имеет сцену среднюю по высоте, партер 9 рядов с пологим подъемом( сквозная нумерация кресел), за партером амфитеатр- комфортные диваны, расположенные радиально по отн. к сцене с хорошим подъемом рядов ( на плане эти места называются - места за креслами). Полукругом относительно партера расположено 5 ярусов, ярусы состоят их лож и центральных рядов, есть "царская ложа".В ложах ярусов по 4 кресла. существуют правила продажи этих кресел на спектакли репертуара.Неудобные места обозначены на плане зала. В партере и амфитеатре таких мест нет. Под этот спектакль 1-й ряд партера изымается из продажи, кресла демонтируются и ставятся стулья- элемент декорации спектакля( на них сидят артисты спектакля), сцена надставляется и сильно выдается вперед( нос корабля). Спектакль поставлен по мотивам пьесы В. Вишневского" Оптимистическая трагедия". Авторы спектакля назвали его- революционный концерт," прощальный "матросский бал. Спектакль и, правда ,выглядит как концерт- диалог героев. Тексты пьесы мешаются с текстами современных поэтов и классиков, очень талантливо и органично сделано( Блок, Виткевич, Вознесенский, Достоевский, Макаревич, Маяковский, Розанов), а также звучат фрагменты песен и композиций Вертинского, Децла, Лушина, Магомаева, Окуджавы, гр "Ленинград", Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen и др. Все песенные композиции исполняются вживую, на сцене присутствует оркестр, организованный из артистов спектакля, артисты аккомпанируют себе также на аккордеонах. По хорошему хулиганский и очень необычный спектакль, передающий атмосферу этого времени. Поскольку события в спектакле развиваются очень стремительно, сцены меняются быстро , владение первоисточником поможет быстрей схватить суть происходящего. Как всегда все на очень высоком уровне- игра артистов, сценография, костюмы, звук. Все постановки Александринского театра можно без преувеличения назвать неординарными, яркими и отрывающими от обыденности.
виктория и.(2021-04-27 05:59):
Спектакль просто потрясающий!!! Один из лучших, что мы видели, хотя ходим часто. 2,2 ч без антракта совершенно на одном дыхании. Актёры играют великолепно, каждый выделяется, нет проходных ролей! Очень яркий, сочный, живой спектакль!!!
ольга а.(2018-01-28 13:56):
Полностью согласна с предыдущим отзывом. Даже непонятно - как относиться к спектаклю. Большая куча хаоса без связующего смысла. Спектакль идет 2,30 - без антракта!!Уверена, что если бы был антракт - количество зрителей к концу сократилось бы в три раза. Все очень громко, эмоционально, гротеск в полный рост - но абсолютно неинтересно. В первые пять минут тебя вводят в шок весьма не худенькие мужики в балетных пачках, изображающие лебединое озеро, крокодил Гена (это-то зачем?) и огромный перевернутый вверх ногами плакат голой тетки. И ты вот так и сидишь в этом шоке весь спектакль. И все время ждешь, что вот-вот будет какая-то психологическая кульминация. И так ничего и не произошло. Как будто бы режиссер выдрал из весьма непростой истории нашей страны только плохие моменты и со злобной истерикой нам их показал. Не тратьте время!
Алексей Веретенников(19 октября 2020):
В числе ярчайших постановок Александринки, которые мне довелось увидеть. Великолепная актёрская игра. Гениальная многослойная музыка, узнаваемая с первых нот! Глубина смыслов пробуждает жгучее желание пересмотреть этот шедевр, чтобы глубже проникнуть в его символику. Браво.