
Спектакль «Рождение Сталина»
Описание:
«Рождение Сталина» – спектакль о духовном, нравственном перерождении, о превращении молодого революционера Иосифа Джугашвили в вождя, об исчезновении человека и рождении тирана.
«Сама идея родилась у меня года три назад. Мне захотелось исследовать механизм – как рождается Сталин и одновременно – это неизбежно – исчезает человек по имени Джугашвили. Он ведь решительно отрицал все, что было связано с его юностью.... Вот эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости – еще до ссылки. В биографии Сталина действительно много алогичного и даже мистического. Мы не следуем буквально документам, фактам. Театр имеет право домысливать, на то он и театр. Мистика еще и в том, что именно такой человек в итоге и оказался у руля страны», – говорит Валерий Фокин.
В основе сценической композиции – исторические материалы, фрагменты из романа Ф.М. Достоевского «Бесы», а также тексты современных авторов.
Театру важно понять, какие факты биографии, особенности характера и личности бывшего семинариста, революционного романтика, послужили толчком к возникновению столь трагической фигуры истории, но еще важнее увидеть универсальные законы трансформации души человека и искушения общества.
Премьера – 22 февраля 2019 года
В спектакле звучат фрагменты из песен: «Варшавянка» (В. Вольский, В. Свенцицкий, русский текст – Г. Кржижановский), «Сулико» (В. Церетели, А. Церетели), «Адандали дандали» (Р. Лагидзе), а также грузинская народная музыка.
Соло на дудуке – Хачатур Саркисьянц
В художественном оформлении спектакля использованы работы Д. Вепхвадзе, Л. Лагорио, С. Меркулова
В спектакле звучит стихотворение И. Джугашвили (Сталина) "Утро"
Спектакль идет без антракта.
Источник
Ближайшие даты:
-
11 Октября 2025г.
Суббота 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6 -
12 Октября 2025г.
Воскресенье 19:00 Александринский театр~ пл. Островского, 6
Билеты:
Адрес:
Фотографии:





Отзывы о событии: Спектакль «Рождение Сталина»
Написать отзывБез имени(12.05.2024 / 17:52):
Я почитатель современного театра, интересных и свежих взглядов. На спектакль не решался идти с момента премьеры из за фигуры о которой речь и стереотипов при виде обычной одежды и декораций спектакля. Шел без особого предвкушения чего-либо и зря. Постановка просто шикарная! На мой взгляд режиссер полностью передал свой замысел. Отличная сценография - нарочито убогая и ничтожно мелкая, как на обрывках памяти, будто акцентирует на том, откуда и в кого превратился один из самых влиятельных людей на планете. В спектакле всего ровно столько, сколько должно быть (без летающих коров и кубов на головах). Но особый восторг это актер главного героя Владимир Кошевой - это просто надо видеть! Кстати, про отзывы ниже, которые я читал перед походом, так вот специально иногда следил за зрителями - примерно 0 человек покинуло зал + 4 раза овациями вызывали актеров на сцену.
алиса(2019-12-24 14:36):
Алиса Спектакль средненький, при том, что вроде бы и актёры неплохие, и тема интересная. Мне понравилась главная мысль: показать формирование личности, для которой люди -лишь средство для достижения цели, когда они исчерпали свою полезность, их нужно устранять, а чем больше крови прольётся, тем лучше. Вот это осмысление сталинского тоталитарного режима в общем-то интересно, и всё могло бы быть получиться, но к сожалению, спектакль очень скучный и затянутый. Какие-то пустые диалоги, мхатовские паузы, да ещё и кресла в театре очень жёсткие, даже не кресла, а стулья. Из-за этого смотреть 2 часа спектакль просто физически тяжело.
Без имени(07.01.2023 / 22:55):
двигающиеся декорации понравились и костюмы крутые. Сам сюжет ужасный, скомканный, вырванный из контекста. Слабо, скучно и пресно.
For Socialism(10 декабря 2022):
Даже в постановке «Зоя» образ Сталина передан более убедительно. К сожалению, представлена лишь авторская интерпретация. Благодарность Мединскому. Современное прочтение. Не выглядит достоверно.
андрей к.(2021-04-15 17:32):
Супер! Тем более, спектакль Валерия Фокина - а это всегда интересно и интригующе. Второе - это Александринский театр, а там это только внутри здания просто есть что посмотреть интересного. Правда, мы сидели на самом верхнем ярусе (высоко в по-центру): но это получилось не дорого (самое дешевое); почти первые спектакли после "пандемии"; и так-же в "морской" бинокль 10х50 - видно все, как "на ладони"... :-) Советуем. Спектакль отличный!
Показать все отзывы
ольга т.(2022-04-29 12:48):
Очень понравился спектакль. 2 часа без антракта- на одном дыхании. В течении года собиралась сходить на этот спектакль, но всё не решалась купить билеты, так как тема спектакля достаточно специфическая. В спектакле показывается небольшой отрезок жизни Иосифа, раскрывается формирование личности.
Без имени(06.09.2022 / 15:57):
Не советую, вырвана из контекста ситуация и показала лишь с одной стороны. Некрасиво и подло так делать. Фокину позор!
Без имени(05.05.2019 / 15:59):
Понравилась продуманная работа режиссёра. На мой взгляд, получилось даже как-то документалистично. Смотрится на одном дыхании... Джугашвили (Сталин) от учёбы в семинарии, плюющий на все нормы морали. Убийство для него и его подельников вызывает только радость. Уже тогда он учился манипулировать людьми и плести интриги. Очень хорошо передана атмосфера Грузии. С её мелодичными песнями, пейзажами, грузинским языком...
арсений к.(2022-08-19 15:45):
Плохо, раздели актёров. Показали лишь тёмную сторону души Сталина, не объяснил про смысл и другие стороны его как личности. Режиссёра плохая, скучная и пресная. Сюжет крутится лишь вокруг негатива, показывается этим плохое отношение режиссёру к исторической фигуре, а не исторические факты.
анна и.(2019-04-09 19:23):
Отличный спектакль. Смотрится на одном дыхании. Впечатляющая игра актеров, а особенно режиссерская работа. Декорации, музыка, детали, все это создает атмосферу действа не на сцене, а жизни. Must see!
Maria Vavi(27 февраля 2019):
<div> <h3>«Рождение Сталина»: спектакль, обречённый на полемику</h3> <p>Александринский театр в 2019 году представил премьеру — постановку «Рождение Сталина», которая с первых же дней стала объектом оживлённого обсуждения. Режиссёр Валерий Фокин обращается к провокационной и до сих пор болезненной теме — роли личности в истории и её природе. Для Фокина вопрос о том, кем был Сталин, не стоит: это тиран, деспот, безжалостный убийца. Таким предстаёт Иосиф Сталин в исполнении Петра Семака — холодным, отрешённым, почти мёртвым, каким зритель видит его в финале. Но что скрывается за образом «отца народов»? Кем был человек, превратившийся в идола?</p> <h3>Лаконичность и символизм сценографии</h3> <p>Визуальный ряд спектакля сознательно лишён современных спецэффектов и цифровых технологий, так полюбившихся нынешним режиссёрам. Лаконичные декорации отсылают к наивной живописи Пиросмани, где идея доминирует над техническим исполнением. Действие происходит внутри трёхстенных мобильных конструкций, напоминающих кукольные домики: вот семинарская церковь, вот конспиративная квартира. И так же, словно марионетки, выглядят соратники и товарищи Сосо — будто запертые в коробке куклы, оживающие лишь по воле кукловода. И не остаётся сомнений в том, кто именно дергает за ниточки.</p> <h3>Энергия и метаморфоза: образ молодого Сталина</h3> <p>Совершенно иным предстаёт Иосиф Джугашвили в исполнении Владимира Кошевого — это средоточие жизни, сгусток энергии и эмоций, мощной волной накрывающий зал. Ему тесно в уютном свете керосиновой лампы, не хватает воздуха среди друзей. Его герой всегда особняком, всегда отчуждён — единственный, кто выходит за рамки почти романтического единства революционного кружка. Совершённые ими преступления кажутся почти несерьёзными, и только внутренний монолог Джугашвили возвращает им кровавую убедительность.</p> <p>Владимиру Кошевому блестяще удаётся воплотить сложнейший режиссёрский замысел: провести зрителя по пути духовного перерождения юноши, опьянённого революционными идеями, — верного друга и вдохновенного поэта, превращающегося в бессердечное чудовище, в Молоха, пожирающего всё, что когда-то было ему дорого.</p> <h3>Кульминация преображения: встреча в чистилище</h3> <p>Кульминацией этого перерождения становится сцена в камере, которую можно назвать аллегорией чистилища: уставшая, истерзанная душа встречает высшую силу, низвергнувшую её в ад и отнявшую надежду на спасение. Неслучайно Сталин приходит к заключённому Джугашвили на тележке для перевозки трупов — он давно мёртв, но всесилен. Их диалог напоминает извращённое воскрешение Лазаря: к жизни возвращается лишь телесная оболочка, лишённая божественной искры — любви и сострадания.</p> <p>Мужчина в кителе спокоен и отрешён. Со слабым любопытством энтомолога он наблюдает за судорогами напуганного, раздавленного, почти сломленного Сосо. «Как из этого заморыша вылупился целый я?» — звучит неспешная, размеренная речь, так не похожая на харизматичные выступления молодого Иосифа. Холодная сила наполняет его, поднимает обессиленное тело с пола. Почти незаметно ледяной холод достигает сердца Сосо: Иосиф Джугашвили навсегда остаётся в камере. Из неё выходит уже Вождь.</p> <h3>Финал: вознесение каменного истукана</h3> <p>Под гнетущий гул механизмов из оркестровой ямы поднимается каменный истукан. Как страшно это вознесение. Но ещё страшнее — непроизвольный, почти инстинктивный порыв зрителя аплодировать.</p> </div>
елена с.(2019-05-03 18:49):
Образ Сталина как вероотступника любопытен, но слишком концептуально консервативен, чтобы быть убедительным.
Shamil Bikbov(23 февраля 2020):
В театре реализуют билеты на места, полностью лишённые какого-либо обзора. К великому сожалению, не представилось возможности увидеть действие на сцене.
Пользователь Афиши №5357515(2 ноября 2022):
Невероятно скучное и бессодержательное повествование, зацикленное на единственном событийном витке. Оно совершенно не погружает в атмосферу эпохи и не раскрывает образ Сталина. Исходная идея слаба, её воплощение лишено вкуса и дара, концепция не обрела глубины продуманности и внутренней цельности.
марина с.(2022-05-17 12:28):
Это просто нет слов какой спектакль, к концу постановки в зале гробовая тишина. Уходили в таком состоянии.... до глубины души. Браво артистам!!!Режиссеру, постановщикам, бутафорщикам, реквизиторам и другим огромный поклон!
Без имени(23.12.2023 / 18:16):
Сильный и захватывающий спектакль! Очень хорошо передан грузинский колорит ! Интересная и неизбитая тема!
Анастасия(29 апреля 2024):
Признаться, нам не довелось увидеть постановку.