
Спектакль «Вий»
Большой театр кукол (БТК)
Описание:
Вдохновившись фантастическим реализмом гоголевской повести, Руслан Кудашов создал на сцене БТК завораживающий и мистический спектакль об охоте на человеческую душу.
Спектакль отличается широким использованием самых разнообразных художественных приемов театра, которые как нельзя лучше подходят гоголевской мистической повести: тени, куклы, маски, игра света. За считанные секунды пространство меняется от уютной горницы до страшного глубокого колодца, в глубине которого – пугающая тьма. Или бесплотная фигура Панночки в белоснежном саване вдруг разрастается до пугающих размеров, что кажется – сейчас перешагнет пространство сцены и отправится искать других незадачливых философов. Именно так, бесконечно меняя обличия, трансформируясь и пугая, силы зла завоевывают душу простого человека.
Премьера – 25 октября 2005 г.
Спектакль идет с одним антрактом.
Источник
Ближайшие даты:
Событие проходило 10 Июня 2025г. Предстоящие даты не анонсированы.
Билеты:
В данный момент мы не производим продажу билетов, а только собираем все интересные события вместе.
Купить билеты можно тут.
Перед покупкой билетов внимательно все проверьте. Мы стараемся следить за изменениями, но это не всегда возможно.
Адрес:
Фотографии:





Отзывы о событии: Спектакль «Вий»
Написать отзывinsolgame(7 ноября 2023):
Работа декораторов и актёров безупречна. Единственный недостаток — небольшой уклон зрительного зала, из-за чего приходится искать удобную точку обзора. Зрителям на последних рядах действительно непросто.
оля(2009-03-28 00:58):
Спектакль замечательный!!! Были первый раз в этом театре. Очень всё понравилось. Обязательно посмотрите этот спектакль, не пожалеете.
sergio(2006-03-30 00:33):
Спектакль - просто супер! Настоящий хоррор! Садиться нужно обязательно в середину. Советую посмотреть. P.S Очень понравилась музыкальное оформление!
Без имени(18.12.2017 / 16:03):
Открыл для себя новый вид искусства!Впервые увидел взрослый кукольный спектакль!Руслан Кудашов-молодец! Очень современное завораживующие зрелище!
петр(2009-03-25 01:42):
Как странно. Просмотрел отзывы о половине спектаклей города, и только здесь так активно упоминается режиссёр. Он что, там играет? Или это все пишут не зрители, а какие-нибудь критики?
Показать все отзывы
Егор Королёв(16 ноября 2008):
Театральный хоррор… Неожиданно. Видел «Панночку» в постановке Орловского театра — там было по-настоящему страшно, а здесь, в БТК, страх сменился жутью и эстетикой. Режиссёр, кажется, и не стремился пугать, но атмосфера греха и тревоги передана мастерски. После этого «Вия» сложно представить в традиционном драматическом театре. Свет, пробивающийся сквозь щиты, завораживает — ради таких деталей стоит вернуться. Летающий гроб оказался эффектным решением, но особенно впечатлил ослепительный финал. В итоге спектакль заставляет задуматься о праведной жизни — без излишнего пафоса.
елена(2017-11-01 09:06):
Замечательный сп-ль по произведению Н.В. Гоголя -Вий. Очень понравился сп-ль,особенно привлек внимание костюм старой ведьмы, очень жуткий и страшный. И актеры и куклы здорово совместно играли, было полное погружение в чертовщину происходящего. Ну и конечно кульминация моего восхищнеия- это когда Хома отпевал панночку, и летающий гроб....А вот самого Вия так и не небыло. Вместо него был экран с глазом...На мой взгляд, могли бы и придумать его, сделать жуткую куклу, или актер сыграл бы в жутком костюме....
galinna(2011-10-06 12:25):
Спектакль - чудо! Ходили еще весной...но послевкусие осталось до сих пор! Необычное прочтение Гоголя, а как "работает" оформление пространства на раскрытие темы...это что-то! Для Татуськи: Вий есть в каждом из нас...и конец спектакля, как раз это и показывает ... Огромный респект и спасибо! С этого спектакля открыла для себя этот театр...и всем советую.Необычно, интересно, артисты выкладываюся и играют с душой. Дальнейших творческих находок и успеха!
марина(2018-01-22 10:53):
Неподготовленному зрителю может быть действительно страшно. Это по-настоящему мистический и пугающий спектакль- история падения одной души. В этом спектакле на равных правах участвуют как артисты, так и куклы. Маски, ростовые куклы размером с человека, перчаточные куклы, элементы теневого театра- все это задействовано в этой постановке. Отлично подобрано муз.сопровождение, оформление светом, цветным дымом. Сценография с использованием росписи стен под древнерусские иконы. Отлично сыгран гл. персонаж, не вызывает отторжение образ пьяного человека. Р.Кудашев создал свою историю о борьбе с собой и собственным страхом- спектакль который хочется продумывать и переосмысливать.
ирина(2008-01-24 21:56):
Да, действительно спектакль хороший. Работа режиссера гениальна. Получила большое удовольствие.
moemnenie(21 января 2008):
Эта постановка — нечто уникальное, местами пугающее до дрожи. Среди её достоинств: нестандартные режиссёрские находки, впечатляющие спецэффекты (особенно для камерной сцены) и сильная игра Дениса Пьянова в роли Хомы. Актёр идеально вжился в образ, сделав персонажа убедительным. Инсценировать столь известный сюжет — задача не из лёгких, но Руслан Кудашев справился блестяще, добавив авторский почерк. От всей души благодарю его за эту работу. Однако впечатлительным зрителям и детям спектакль не рекомендую — могут сниться кошмары.
Анонимный отзыв(14 июня 2022):
Великолепное здание с фойе, украшенным панорамными окнами. Постановка переосмысляет Гоголя в стиле комедийного хоррора, используя характерную образность и визуальные приёмы. Множество масок-кукол в человеческий рост. Зрелище увлекательное, но ориентировано скорее на подростков, чем на взрослую публику.
Sergey(12 апреля 2019):
<div> <h3>Великолепный «Вий»</h3> <p>Пока учёные, изучающие космические просторы, празднуют эпохальное достижение — первую фотографию чёрной дыры, я вместе с учениками своего класса насладился потрясающей театральной постановкой. Большой театр кукол в очередной раз подтвердил свою безупречную репутацию. Дебютная работа Руслана Кудашова на этой сцене — спектакль «Вий» — стала тем редким случаем, когда все элементы идеально дополнили друг друга.</p> <h4>Гоголевская классика в новом прочтении</h4> <p>Бессмертное произведение Николая Гоголя, повествующее о противоборстве света и тьмы за человеческую душу, обрело новую жизнь благодаря:</p> <ul> <li>неповторимой магии режиссуры Кудашова;</li> <li>блестящей актёрской игре Сергея Беспалова;</li> <li>символичным образам — горящей свече и раскрытому Писанию.</li> </ul> <h4>Мистический водоворот событий</h4> <p>Главный герой, преодолев череду испытаний, оказывается бессилен перед всевидящим Вием — древним духом, чей взгляд несёт погибель. В кульминации мы наблюдаем трёх бесов, глумящихся над безжизненной оболочкой, в то время как преображённый Фома остаётся равнодушным к судьбе своего бренного тела. Так нечистой силе не удаётся завладеть душой незадачливого бурсака.</p> <h4>Философский подтекст</h4> <p>Режиссёр оставляет зрителю:</p> <ol> <li>Луч надежды — возможность торжества добра;</li> <li>Глубокую мысль о победе над внутренней тьмой.</li> </ol> <p>Особого внимания заслуживает тема взаимоотношений персонажа с хмельными напитками. Создаётся впечатление, что трезвость посещает его лишь в роковые три ночи, когда он, седея от страха, беспрестанно шепчет молитвы. Грань между явью и кошмаром постепенно стирается — то ли нечисть умышленно спаивает Фому, то ли он сам довёл себя до видений.</p> <h4>Визуальная поэзия</h4> <p>Описывать все художественные приёмы — задача неблагодарная. Кукольные персонажи, загадочные маски, причудливые танцы, танец теней и виртуозная световая партитура сменяют друг друга в стремительном ритме, не оставляя места посторонним мыслям.</p> <p>Что касается впечатлений моих воспитанников — остаётся загадкой. Их уклончивые реплики и вопросы вроде: «Кто такая панночка?» — скорее свидетельствуют о недоумении, чем о восторге.</p> </div>
олеся(2010-11-23 00:58):
Спектакль просто чудесный и действительно страшный.. Панночка в виде куклы также пугает как и глаза Варлей-ведьмы. Смотрела с огромным удовольствием. С фильмом можно не сравнивать, это отдельная самостоятельная и очень достойная работа.
катя(2006-03-14 14:28):
Отличный спектакль! Очень оригинальная постановка, что-то лучшее и придумать трудно. Всем советую побывать, главное, садитесь на первый или на второй ряд, так СТРАШНЕЕ!
валентина(2019-11-06 10:12):
Яркий, динамичный спектакль. Интересное решение перехода из мира живых в мир мёртвых. Живой вокал и зажигательные танцы. Удивительная игра света и тени. Самое яркое впечатление произвела ростовая кукла - Паночка, отдельное спасибо художнику-создателю.
татьяна(2008-12-12 13:48):
Вчера были на спектакле, понравилось очень! Великолепная работа актеров и режиссера!
ирина(2007-03-01 22:50):
Замечательный спектакль, только диву даешься, как можно было это все придумать, сделать и исполнить. Великолепно!
Irena Kristo(22 февраля 2017):
<div> <h2>Гоголевский кошмар в деревянных декорациях: переосмысление «Вия»</h2> <p>В Большом Театре Кукол под руководством Руслана Кудашова состоялась необычная интерпретация знаменитой повести Гоголя. Спектакль «Вий» предстает перед зрителем как философское исследование человеческой природы, затянутой в пучину пороков и страхов.</p> <h3>Мир Хомы Брута: между реальностью и бредом</h3> <ul> <li>Деревянное кубическое пространство, напоминающее одновременно и коробку, и гроб</li> <li>Орнамент из досок, традиционно используемых для изготовления погребальных ящиков</li> <li>Атмосфера, пронизанная гоголевским духом и ощущением безысходности</li> </ul> <p>Главный герой, Хома Брут, существует в странном пограничном состоянии. С одной стороны, он ведет «реальную» жизнь: общается с людьми, участвует в событиях. С другой – все происходящее обретает качества болезненного видения, словно герой застрял в слоистом сне, где каждая попытка пробуждения приводит лишь к более страшному кошмару.</p> <h3>Анатомия страха</h3> <p>Центральным конфликтом постановки становится внутренняя борьба персонажа с собственной природой. Хома превращается в исследователя собственной психики, блуждающего по лабиринтам иррационального. Обряд отпевания Панночки становится символическим актом очищения – экзорцизмом, направленным против собственных демонов.</p> <p>Страх в спектакле не возникает беспричинно – это продукт внутреннего конфликта, требующего разрешения. Персонификацией этого ужаса становится Панночка, чьи проявления:</p> <ul> <li>Парение под потолком</li> <li>Стояние вниз головой</li> <li>Неожиданные появления из гробовой глубины</li> </ul> <p>Каждая ночь приносит новое испытание, усиливая тревогу героя. Подобно тому, как человек, страшащийся воды, избегает любых водоемов, Хома пытается убежать от неизбежного – необходимости встретиться со своим страхом лицом к лицу.</p> <h3>Экзистенциальный выбор</h3> <p>Кульминацией становится момент принятия решения – не просто выбор между «да» и «нет», а фундаментальный вопрос существования:</p> <ul> <li>Продолжать ли существование в «гробике» собственного сознания?</li> <li>Или найти в себе силы «поднять веки» и увидеть мир без иллюзий?</li> </ul> <p>Режиссеру удалось сохранить уникальную гоголевскую атмосферу, при этом предложив свежий взгляд на классический сюжет. Спектакль превращается в глубокое психологическое исследование природы страха, путешествие по закоулкам подсознания философа Хомы Брута.</p> <p>Постановка Руслана Кудашова – это не просто интерпретация литературного произведения, а настоящий сеанс психоанализа, проведенный средствами театрального искусства.</p> </div>
маша(3 мая 2018):
Придерживаюсь мнения, что в кукольном театре главными должны быть куклы, а не актёры. Здесь же людей оказалось слишком много, и куклы растворились на их фоне. Декорации и сами куклы оставили неприятное впечатление — казалось, они побывали в непростых условиях…
юлия п.(2022-05-12 12:24):
Любопытный спектакль. Очень яркий, громкий в хорошем смысле, с прекрасным музыкальным сопровождением и интересными акцентами. Декорации понравились. Сохранен гоголевский колорит. Необычное решение с Вием. Спектакль совсем не детский . Но лет с пятнадцати, думаю, будет интересен.
татуська(2009-09-29 21:37):
Мне тоже понравилось. Только сам Вий какой-то неинтересный, ждали чего-то ужжжжасного, леденящего кровь или, в крайнем, случае противного и уродливого. Но это ничего, мужики отработали на славу. Респект и глубокое мерси.
Жанна Зарецкая(2 ноября 2005):
<div> <h3>Театр кукол для взрослых: переосмысление традиций</h3> <p>Со времён Виктора Сударушкина — легендарного представителя поколения шестидесятников, воплотившего на кукольной сцене произведения Зощенко, Маяковского, Достоевского, Шукшина и Гашека, — Большой театр кукол редко обращался к взрослой аудитории. Однако теперь здесь появилась необычная декорация: стилизованный под дачный сарайчик уголок, стены которого украшены образами в духе древнерусской иконописи. Режиссёр Руслан Кудашов, обращаясь к переполненному залу, с непринуждённой фамильярностью предложил зрителям разделить с ним и актёрами трепет премьерного показа.</p> <p>Подобный тон мог бы показаться неуместным, если бы не авторский почерк Кудашова. В его собственном театре «Потудань» подобная интеллигентская панибратская интонация — фирменный стиль. Она органично сочетается с куклами Алевтины Торик и Андрея Запорожского, чьи лики напоминают героев старинных икон, а пластика передаёт страдания, сравнимые с грацией умирающего лебедя в исполнении Ульяны Лопаткиной. В спектаклях часто присутствуют ангелы и другие символы высшей справедливости, потому, увидев на сцене БТК вереницу нимбов, я ожидала продолжительной молитвы о душе философа Хомы Брута, погубленного чарами красавицы-ведьмы.</p> <h4>От святости к бесовщине: динамика спектакля</h4> <ul> <li><strong>Мистический пролог:</strong> Едва гаснет свет, со стен раздаётся шёпот: <i>«Чичер — ячер — на вечер, кто не был на пиру, тому волосы деру с кровью, с мясом, с печенью-перепеченью»</i>. Между иконописными ликами появляются чертенята, напоминающие гремлинов — словно в культовом фильме <i>«От заката до рассвета»</i> перед превращением героев в вампиров.</li> <li><strong>Воплощение зла:</strong> Вскоре на сцену проникают три монстра — актёры в зловещих масках и развевающихся одеждах, напоминающие голливудского «Хищника». Их образы социально окрашены: прозвища <i>Вожак, Канцелярист, Шестерка</i> отсылают к криминальным сериалам.</li> <li><strong>Визуальная алхимия:</strong> Мастер световых эффектов Глеб Фильштинский наполняет пространство густым дымом клюквенного оттенка, создавая ощущение кровавой пелены, знакомой любителям 3D-экшенов.</li> </ul> <h4>Философия в кукольном мире</h4> <p>Роль жертвы — философа Хомы Брута — исполняет Денис Пьянов, создающий, пожалуй, самый достоверный и при этом не отталкивающий образ пьяницы в современном театре. К антракту становится ясно: режиссёр задумывал не просто отсылки к компьютерным играм. Запертый сарай — метафора сознания, перегруженного современными страхами. Алкоголь здесь подобен вирусу: пытаясь забыться, человек лишь множит кошмары.</p> <p>Особенно впечатляет эпизод со старухой, которая после захода солнца преображается в жуткое существо. Её морщинистое лицо закрывает окно, а длинные руки охватывают стены, тянусь к Хоме. Этот образ, созданный руками кукловодов и осветителей, страшнее любых компьютерных спецэффектов.</p> <h4>Финал: между архетипом и актуальностью</h4> <p>Кульминация спектакля двумерна:</p> <ol> <li><strong>Вечное:</strong> «Красные глаза дьявола» на заднике оказываются взглядом самого Хомы — намёк на то, что <i>«вий живёт внутри нас»</i>.</li> <li><strong>Злободневное:</strong> Когда «хищники» начинают свой шабаш, становится ясно — это сеанс терапии страхами через детскую игру в «чёрную комнату» с её нарастающим: <i>«В чёрном-чёрном гробу лежит чёрный-чёрный мертвец…»</i> Главное здесь — не процесс, а катарсис финала.</li> </ol> </div>
olga(2010-04-11 11:32):
Хороший, интересный спектакль с большой долей юмора и иронии, как мне кажется, для любой категории зрителей...
анна(2017-11-24 11:13):
Вдохновившсь фантастическим реализмом гоголевской повести, Руслан Кудашов создает на сцене БТК спектакль,завораживающий мистицизмом,а порой и не на шутку пугающий. Бесплотная фигура Панночки вдруг разрастается до пугающих размеров,ее белоснежный саван развевается от дуновения каких-то невидимых сил,инфернальный красный свет и клубы густого дыма обволакивают пространство...
гульнара(2019-05-13 15:37):
На спектакле было много школьников. Классическая постановка.И декорации, и костюмы, и маски все выдержано в коричнево-сероватых цветах. По бокам нарисованы образы святых. Органичное использование актерской игры, игры иммитирующей кукол и марионеток. Пронзительная финальная сцена, вера- которая побеждает все и дает надежду на лучшее. Захватывает с первого момента, когда появляются черти под соответствующию музыку, и интерес не пропадает до самого последнего момента спектакля. Очень оригинально сделаны сцены трехдневного чтения библии над ведьмой. Некоторые моменты спектакля настольно пронзительны, что наворачиваются слезы, а некоторые даже пугают.Абсолютно потрясающий костюм ведьмы.
наталья(2018-10-04 11:22):
Загадочная история философа Хомы Брута – обычного, мирского человека со своими слабостями и причудами – это урок всем, кто ступает на тропу грехов, она показывает нам, что наказание за любой проступок неизбежно. Множество различных художественных приемов, использованных в спектакле, лишь усиливают ощущения, и зритель получает возможность окунуться в ту самую мистическую атмосферу, описанную в книге. У спектакля много наград - "Золотой софит" с нескольких номинациях, "Золотой дельфин" и он лауреат "Золотой маски".
sindy8(2011-10-29 22:01):
Присоединяюсь ко всем восхищенным отзывам! Ходили еще в прошлом году, так до сих пор вспоминаю, хочется посмотреть снова.
люська(2009-10-24 17:21):
Замечательный спектакль, и режиссер не зря упоминается в отзывах. Очень много неожиданных режиссерских находок. Очень рекомендую взять с собой подростков - есть надежда, что им захочется прочитать Гоголя